Три звёздочки, как и всегда, обозначают переход от сцены к сцене или от персонажа к персонажу. А одна — это просто пустая строка, просто пауза. Потому что fb2 у меня кушает эти вот разделительные строки. Заранее прошу прощения, решения проблемы не знаю, буду подпирать костылём.
Кстати, интересно ли будет вам поучаствовать в выборе иллюстраций к книге? Нейронкой-то я кое-что нагенерировал, а теперь даже и не знаю, что из полученного использовать.
Глава 17. Первые шаги на пути к реализации идей.
Следующий день начался с удивительных неожиданностей. Выспавшаяся Цубаса! Улыбающаяся! Пусть совсем немного, но улыбающаяся!
Так ещё и проснулась она не просто вовремя, а заранее, ибо я только выходил на утреннюю зарядку, а госпожа шеф-повар уже тут! Чудеса, да и только!
— И чего ты смотришь на меня, как на сошествие Аматэрасу? — ухмыльнулась она. — Мне что, нельзя быть доброй и весёлой?
— Да я не против, очень даже за… Ты вчера сколько спала вообще?
— Да всё время и спала, считай. Только обед приготовила, после него снова легла, — тогда понятно.
— Ого, неплохо так. Кстати, сообщаю, что за время отсутствия ничего не случилось, тишина и порядок. Разве что прибралась на кухне вчера, помыла и почистила всё.
— О, большое спасибо. Пойду готовиться к рабочему дню, оценю заодно…
Уже практически на выходе вспомнил о появившемся вчера вопросе и решил сразу его и задать:
— Кстати, а почему ты так спокойно оставила меня здесь? Ну, с ключами… и без присмотра…
Цубаса печально вздохнула, но улыбку с лица, к счастью, всё же не убрала. Посмотрела на меня каким-то нечитаемым взглядом, прикрыла глаза, видимо, подбирая слова, но таки ответила:
— Меня… слишком много раз подводили мои близкие. И именно потому, что это были близкие, пережить такое особенно больно и тяжело. Так что я решила: пусть всё вскрывается сразу, и будь что будет.
Потому что ещё одного раза я, наверное, не выдержу. Понимаю, что глупо и безрассудно, прекрасно понимаю — но… как есть, — после высказывания наболевшего ей определённо немного полегчало. — Рада, что хоть в этот раз не ошиблась.
Кивнув, давая понять, что услышал и осознал, я таки отправился на зарядку и пробежку. А что тут говорить? Хорошо, что именно со мной её судьба свела. Всё больше людей, которых мне нельзя подводить…
Впрочем, не жалуюсь — сам ведь выбрал такой путь, верно?
* * *
Когда после возвращения, краткого ополаскивания и завтрака я, как обычно, взялся помогать с делами попроще (впрочем, уже не совсем банальными, ибо госпожа учитель сочла мои лапки достаточно прямыми и кое-что могущими), Цубаса вновь завязала разговор.
— Завтра господин Орияма собирается заглянуть, — это хорошо, это нам надо. — Во время обеденного перерыва. Сказал, что сначала старую камеру только возьмёт, присмотрится, что да как делать.
— Отлично. И что же нужно подготовить?..
Пару раз вопрос уже обсуждали, но так, без энтузиазма — просто огранка и доработка изначальной мысли, коя ей определённо была необходима. Пусть идея-то, конечно, была моя, но Цубаса, несмотря на загруженность, сложа руки не сидела — это ей же и нужно в первую очередь. Потому сначала требовалось провести обсуждение. Да не на ходу и в перерывах между иными делами, как у нас обычно бывает, а в спокойной обстановке. Конечно, мы и сейчас полностью себя размышлениям не отдавали, но хотя бы никуда не спешили.
— А разве твои великие планы не учитывали и это? — о-о, надо мной прикалываются… Что с человеком столь нужные животворящие часы сна делают-то!
— Почему же, учитывали, — я и вправду могу сделать всё сам, но это же её кафе. Да и результат может местным не особо понравиться. — Но без высочайшего дозволения повелительницы королевства сего не посмели бы жалкие слуги в её владениях делишки свои проворачивать…
Хмыкнув и замолчав ненадолго, Цубаса начала излагать:
— Глобально ничего менять не стоит — ни сил, ни средств на это нет. Да и не нужно оно, к счастью — помещение в порядке, как и здание в целом, на совесть строили. Столы, стулья и подносы я также закупала хорошие, пара угловых диванчиков тоже проживёт ещё долго, — разве что стирать с них разлитые напитки я уже заколебался, вечно туда детей сажают, чтобы они со стульев не свалились вдруг. — Так что с точки зрения практичности у кафе проблем вроде не наблюдается. Но у «Сайко» нет стиля. Когда только открывала заведение, непонятно было, выживет ли оно вообще, да и особого желания тратить силы на какие-то мелочи не имелось. Однако теперь о кафе кое-кто да знает, люди приходят в достаточном количестве… но всё, что можно запомнить с точки зрения посетителя — это хорошая еда. Люди знают, что вот здесь готовят вкусно и качественно, ассортимент неплохой — и всё на этом. Но «Сайко» — это не какой-нибудь безликий ресторанчик большой американской сети, это скорее кафе «для своих». Многие проводят у нас время с друзьями или перекусывают прямо во время работы, оставаясь в итоге на час или даже больше, а всё, что они могут увидеть, даже разглядывая со всей тщательностью — это практически голые стены.
Я уже обдумывала, как кафе выглядит со стороны посетителя, но изменить это просто не было сил, если честно. Благо додумалась радио включить в первый же день — просто знала, что во многих кафе тихая музыка играет. А то вообще в армейскую столовую превратились бы…
О моих идеях она была в целом осведомлена, но на всякий я их всё же проговорил вслух. В том числе и потому, что за прошедшее с момента озвучивания время и после шлифовки логикой и здравым смыслом кое-что чуть поменялось.
Открылось заведение недавно, некоторые люди о нём уже знают, но только как о «месте, где хорошо кормят». Изменить это представление на « интересное место, в котором хорошо кормят» Цубаса не против. Нужно создать атмосферу и поддерживать её, а дальше уже всё на этом строится. Придумать-то многое можно — от тематических блюд и рисунков на молочной пенке до раздаваемого по каким-то особым поводам мерча… Главное — реализовать изначальную идею.
А упирается всё в два вопроса. Первый — как и всегда, наличие денег и времени. Хотя на данном этапе скорее уж времени и сил. И второй — реакция и благосклонность людей. И, кстати, теперь я был куда более уверен в том, что идея стоящая.
Ведь на что приходилось смотреть первые месяцы жизни в этом мире? Что я подмечал? Особенности менталитета, повседневное общение, социальные взаимодействия… Простейшие вещи, в общем-то — но их нужно было изучить, чтобы просто нормально здесь жить. В каком-то смысле я, как и положено маленькой нэко, познавал мир — только не впервые, а заново.
Тогда мне было не до совсем уж тонких культурных особенностей, распространённых поверий, разделяемых большинством взглядов на что-то специфичное и прочих не слишком нужных на первых порах вещей. Кое-что, разумеется, подмечалось, но сознательно я на сии темы не налегал — приоритеты другие были. А сейчас вот вдумчиво поизучал, начал собирать статистику, и получилась обнадёживающая картина. Всяких маскотов, персонажей мифов и легенд, мультиков и фильмов не просто много — они, блин, повсюду! Игрушки и брелочки какие-нибудь — и так понятно, но их реально на каждом шагу встретить можно, если смотреть внимательно (во время фестиваля особенно). На одежде, разумеется, на обуви, головных уборах и сумках. Обложки, упаковки, баннеры, эмоджи, рекламные ролики… До сих пор помню, как смотрел в первые ещё недели телевизор — а там выбежал какой-то жуткий чудик, схватил бутылку не то ячменного чая, не то газировки, и с криками «это мне надо, теперь моё будет, хе-хе-хе!» ускакал. Создатели рекламы сделали небольшую театральную паузу, мол, «мы и сами эдакой фигни не ожидали», а потом такие: «Что ж, даже Шуршун одобряет! Попробуйте и вы!». Ну, это я его Шуршуном обозвал просто — как услышал (а тогда половина слов со скрипом воспринималась, если не больше), так и запомнил. Наверняка у этой тварюшки более точное название есть.
История эта, конечно, занимательная, но важно в ней лишь одно — даже серьёзные и крупные производители не стесняются рекламу с ёкай и всякими подобными существами делать (ибо не один раз подобное встречалось, пусть уже и не удивляло), значит, это работает, местным нравится. Более того, у некоторых компаний даже логотипы — это стилизованные изображения неких чудиков.
А что ещё людям нравится? Правильно, нэко! Я сейчас немного ощущаю искренность окружающих, и потому могу утверждать, что за редким исключением ко мне все посетители относятся с симпатией просто потому, что я как раз являюсь нэко. Ещё и слова не скажешь, ничего для них не сделаешь — а уже такое проскакивает. Правда, там ещё обычно идёт что-то вроде «ути какая работящая кошечка, молодец, не бездельничает, сама на кусок мяса зарабатывает», но… опустим этот момент. Важно то, что нэко людям нравятся просто по факту, а уж симпатию они вызывают, умиление или что ещё — дело десятое. Основа идеи не изменилась, просто стало чуть больше уверенности в успехе.
— Итак, ты предлагаешь для начала познакомить посетителей с этими твоими духами-защитниками нэко. Что ж, если получится — почему нет? Будет у кафе свой маскот. Талисман заведения, хах, — Цубаса глянула на меня крайне сложным взглядом, расшифровать который не удалось. Это намёк на то, что настоящий маскот — я? Или на сомнительность моих идей?
Впрочем, ладно. Узнаем на деле, что да как.
Итак, нужно связать этих, кхм-кхм, «ёкай» с образом нэко. Так что начнём с тех рисунков, на которых «бакэнэко» изображаются как ёкай-версии меня или ещё кого из ушастых. Кхм, пора отвыкать от старых обозначений, а то даже в мыслях кавычки ставлю… Для мира прошлого — кошки, для мира этого — бакэнэко! Ох, мозги мои кошачьи, переучиваться сложно…
— Можно начать вот прямо сегодня. Некоторая часть рисунков задумкам уже соответствует, и уровень исполнения наконец стал хорошим, — не зря же столько бумаги перевёл? Наконец и самому нравится без скидок на «это ж мной нарисовано». — Правда, мне бы рамочки какие… — ага, или стенд, как у школьной стенгазеты. Хотя… Тоже сойдёт, в общем-то, если приличный.
Итак, я снова добавил себе забот… В этот раз даже не только лишь себе. Впрочем, когда было иначе?
* * *
Эксперимент по итогу начали сегодня же.
Времени до начала работы было достаточно много, чтобы организовать кое-что по минимуму. И, кстати, Цубаса объявила, что можно не впахивать «отсюда и до упора», ибо она вчера успела не только отоспаться, но и произвести кое-какие расчёты. Так что наконец в расписании появятся выходные — хотя бы по одному в неделю. И это хорошо.
Возвращаясь к моим идеям… Таки да, мы использовали стенд, вытащенный из первой, незахламлённой кладовки (она же склад). Я проверил его состояние, протёр и установил у стены рядом со входом (внутри помещения), по соседству с тем, на котором вывешиваются различные объявления, вроде «в честь такого-то праздника в меню сегодня такие-то блюда» или «доставили партию свежей рыбы, спешите попробовать». Приколол силовыми кнопками несколько рисунков из числа тех, что уже не стыдно и показать, а потом, подумав немного, на те же кнопки прикрепил снизу пару чистых листов.
Зачем? Потому что стенд-то довольно большой, так что пока что кажется пустым. А так положил я на небольшую полочку в нижней части стенда пару карандашей, написал на чистых листах «можете оставить здесь свой отзыв на рисунки или тоже что-то нарисовать», и вышло неплохо. Посмотрев со стороны и подумав ещё немного, добавил недавно сделанную небольшую игрушку — вязаную мордочку бакэнэко с довольной улыбкой.
Чуть-чуть украсил и интерьер — ещё одна игрушка отправилась к радиоприёмнику, перетащенному в открытый по такому случаю проём между кухней и залом (кухню через него особо-то не видно, а вот зал — вполне, так что раньше Цубаса его использовала для контроля обстановки; но с появлением меня нужда отпала, и заслонка на проёме оставалась открыта совсем немного — чтобы с кухни услышать, если вдруг что экстренное, и звуки радио до посетителей доносились). А ещё на его угол (конечно, не тот, что с антенной)
надел вязаную шапочку с вязаными же ушками (даже нэко носить можно, разве что для моих ушей маловата). Походил вокруг, примериваясь — и решил, похихикав, ещё в шарф его нарядить.
— Нормальный такой у тебя «первый шаг к реализации идеи», — оценила Цубаса проделанную за какие-то два десятка минут работу. — Слова с делом не расходятся… А мне что делать, ежели не понравится посетителям?
— Вали всё на меня. Вот, развлекается нэко — ну, вы же знаете этих нэко? На вид взрослые, а в душе — те ещё котята, им бы только играть и всякие «забавные штуки» делать. А я виновато потуплюсь и со скромной улыбкой извинюсь, — демонстрирую эти самые «категорически искренние извинения». — И всё. Хорошо быть нэко, да?
Госпожа повар на это, как обычно, покачала головой, но улыбнулась, поддержав мои шуточки, куда охотнее. Нет, я ей точно нормальный отдых обеспечить обязан, иначе совесть съест…
* * *
Утро прошло довольно сумбурно, спасибо моим инициативам. Ведь к стандартным обязанностям (а их, даже если учесть, что полный зал у нас почти не набивается, утром столько, что только и бегаешь туда-сюда — теперь я вообще представить не могу, как Цубаса умудрялась всё это тянуть одна, пусть даже недолго) добавились ещё взятые добровольно. А к уже ставшими стандартными вопросам вроде «почему в моём супе плавает какая-то фигня» (а потому что состав блюда читать надо!) также приплюсовались новые. Порой даже интересные.
Разумеется, не раз и не два спросили о том, что это за рисунки такие и кто на них изображён. Я охотно рассказывал, показывал, делился выдаваемыми за придуманные мной «легенды о ёкай» историями о самых эпичных представителях сих существ из прошлого мира, например, о том же вспомненном вчера Коте в сапогах. Было довольно весело, хоть и отнимало немалое количество времени.
Кто-то даже оставил на чистых листах пару отзывов, вроде лаконичного «жду новых историй» от, что неожиданно, мужчины за пятьдесят — сказал, что они сказки из детства ему напомнили. Одна маленькая девочка лет шести после пары не самых удачных попыток вежливо попросила «сестрицу кошку» научить её рисовать «этих зверушек» — ещё минус несколько минут, но снова плюс к известности маскотов, немного дополнительного внимания и оживление атмосферы в кафе. Несколько раз, испросив разрешения, люди фотографировали стенд или какие-то конкретные рисунки. Словом, начало положено — внимание привлечено, реакция в целом положительная. Кому-то было всё равно, но в основном посетители поглядывали с интересом.
Учтя полученный за утро опыт, самые простые факты о бакэнэко я записал на ещё один отправившийся к остальным лист — если кому вдруг станет интересно, то пусть спрашивают подробности, а всякие банальные вещи я проговаривать раз за разом уже подустал. И, кстати, говоря об учитывании обретённого опыта… Нужны документы. Ну, то есть мне они, конечно, тоже нужны, но сейчас речь о маскотах! Тут «усы, лапы и хвост» не прокатят, как не прокатили и в оригинале. Нужно оформить авторское право.
Да-да, авторское право не требует регистрации — достаточно просто являться автором произведения и быть в состоянии это как-то подтвердить… И вот тут начинаются проблемы. У нас не произведения, а персонажи — но демоны с этим, не столь важно. Насколько законы применимы по отношению к нэко? Не скажут ли мне при случае «ты ж просто питомец», не проедутся ли дофига хитрозадыми юристами, дабы несправедливо, но, блин, законно отжать чужую интеллектуальную собственность? Что-то мне подсказывает, что сие есть вполне вероятный сценарий. Ибо ради прибыли и не на такое идут «акулы бизнеса», да. Вполне возможно, что дёргаюсь я зря, и вне нашего района идея никого особо не заинтересует… Но лучше перебдеть, чем недобдеть. Здоровая паранойя — залог здоровья параноика… И прочие крылатые фразы, угу.
Подумав немного, пришёл к логичному выводу — оформлять надо на Цубасу. Всё же она у нас взрослый полноправный гражданин своей страны, а не неведомая фигня с неведомым статусом. И делать это надо через депонирование, сиречь оставление на сохранение доверенной организации, которая обеспечит сохранность отданного. С чем я и пристал к Цубасе, для окончательного успокоения внутреннего параноика решив настоять на получении гарантий сразу от нескольких организаций. И только после её согласия (на удивление быстрого и оперативного — сказала, что на ближайших выходных сходит) взбунтовавшаяся чуйка успокоилась. Интересно, к чему это было… Нет, понятно, что к проблемам — но детали-то, детали!
Впрочем, несмотря на все мысли и сомнения, в конечном итоге я погрузился в происходящее с головой. Ведь изучать что-то новое было интересно — даже самые банальные вещи частенько раскрывались с иной стороны, взять то же кафе. Имея иную роль в происходящем, будучи в целом иным существом, ощущаешь мир совсем иначе. Даже если не углубляться в философию и прочие науки — просто сравнивать опыт и наслаждаться познанием нового приятно.
Потому, разумеется, было неудивительно, что наступление вечера и завершение рабочего дня я проморгал. В свою защиту могу сказать, что даже отслеживание времени не помогло бы — Цубаса решила закончить пораньше. У нас теперь почти нормальный рабочий день. Она умеет не упахиваться до полусмерти?.. Мои шаблоны о японских трудоголиках трещат по швам!..
— Я тебя сейчас стукну… сковородкой, например, — посулила Цубаса кары страшные за мысли мои неправедные.
— За что? — приём «умилительная кошачья мордочка» освоен и используется… но на госпожу начальницу действует не до конца.
— Превентивно. Всё во имя защиты этого мира от твоих шуточек.
— Женщины жу-уткие, — теперь «печальная мордочка». — Ты ни сном ни духом, а за тебя уже всё додумали, назначили виноватой и покарали… Ужас, беспредел…
— Ага, ага. За тебя там и додумывать не надо — и так всё понятно, виновна априори.
— Ну и ладно, — а теперь «оскорблённая гордость». — Не ценят меня тут, уйду я от вас…
Цубаса, что характерно, шутку поддерживать не стала — сначала чуть повернула голову (мы стояли в паре метров, прибирались на кухне) и проверила, действительно ли я просто шучу. Кхм, неудобно получается, учитывая её опыт… Впрочем, пусть привыкает и относится проще. А то мне что, вовсе не шутить?
— Хотя… Не, тут кормят вкусно, — хмыкнув, я сменил тон на серьёзный. — Не уйду я, обещала же помочь. А обещания, как говорит одна жёлтая прелесть, «надо выполнять всегда-всегда».
Цубаса чуть отвернулась и неловко почесала висок. Полагаю, это значит «всё понимаю, но ничего поделать не могу, извини».
Обжегшись на молоке, дуешь на воду, да-да…
Шутливое настроение пропало (во всяком случае, у моей собеседницы), однако разговор не затих совсем — всё же хорошее (в кои-то веки) состояние способствовало.
— Как вчера погуляли?
— Если кратко — замечательно. Но тебе, полагаю, интересны подробности?..
— Да. В том числе и потому, что хочу узнать, как подобные мероприятия выглядят с точки зрения нэко, — это тебе Хани расспрашивать надо, но она кроме восторгов и эмоциональных описаний навряд ли что-то выдаст. Ладно, представлю, что бы чувствовала нэко…
И у меня не особо-то получилось. Впрочем, думаю, тут всё индивидуально, как и у людей. В итоге просто кратко пересказал события вчерашнего утра, дня и вечера, не особо расписывая и не заостряя внимание на некоторых подробностях, но и не пропуская какие-то интересные моменты вроде эпизода в тире или того, как Рин залилась за шиворот откуда-то взявшаяся холодная вода. Кстати, подруга сегодня не показывалась, ибо обещала только завтра прийти — и мне уже интересно, как она переварит вчерашнее и как будет себя вести.
Кажется, Цубаса что-то прочитала по моей излишне наглой (по её версии, да — это опять не было сказало вслух, но и так всё понятно) и хитрой морде, но выяснять подробности не стала. Не настолько много у неё энергии — для такого, видимо, надо уже денька так три отсыпаться…
Закончив с кухней и даже заранее кое-что подготовив к следующему рабочему дню, мы взялись за свои дела. Я вновь сел рисовать, дабы Цубасе было что сдавать на хранение в качестве доказательств авторских прав на бакэнэко, а она, попив чай с телефоном в руках и помывшись, отправилась спать пораньше… отдав мне свой смартфон со словами «если что нужно». Мол, пароля нет, разрешение на использование есть, где зарядка знаешь, дальше разберёшься. А что не надо делать, возможно, даже лучше понимаешь. Ла-адно…
Отказываться было бы глупо, так что я, уйдя в частично разобранную кладовку, дабы не мешать звуками, вышел на просторы местной сети.
Наконец серьёзно взялся за более детальное изучение окружающего мира. Что где достать можно, что вообще в округе есть, какие отзывы люди оставляют. В процессе примечал полезные и интересные места — в некоторые, например, в магазинчик, торгующий подержанной техникой и её компонентами, сходить хотелось уже сейчас, но сила воли и логика удержали.
Пусть наверняка получится отыскать что-то стоящее или при надобности собрать из найденного — когда мне заниматься-то этим? Нет уж, направляем энергию в какое-нибудь иное русло, а сие на потом откладываем.
Через некоторое время занятие мне поднадоело, да и голова за сегодня устала посильней обычного. Можно было посмотреть какой-нибудь фильм, сериал или аниме, но сразу вспомнилось, что именно так я и провёл свой последний день прошлой жизни… Нет, я не боялся снова проснуться где-то в совсем ином месте (смысл бояться-то? Не хотелось бы повторения, да, но ничего с этим сделать всё равно не могу), скорее просто накатывали воспоминания, которые и так с трудом под веник загонишь. Так что после недолгих раздумий выбор мой пал на музыку.
Каких-то исполнителей и группы найти не удалось, какие-то имели иные имена и выступали под иными псевдонимами… И да, в процессе поиска тех, кто исполнял на русском и английском, волей-неволей пришлось знакомиться с творчеством местных японцев. Интересно, порой необычно…
порой просто странно. В прошлой жизни, конечно, уже приходилось видеть, что-то нравилось и запоминалось — но то был взгляд со стороны, когда оно тебе на глаза может и не попасться, если не искать целенаправленно. Здесь же, очевидно, попадалось постоянно, пусть даже поисковые запросы (как и я) об этом не просили. Что можно об этом сказать? Айдолы… много айдолов. Красиво, стильно, да — всё же в индустрии не первый год этим занимаются, понимают, как зрителям понравиться. Но я всегда, посмотрев на красивые выступления и оценив спецэффекты и старания выступающих, в итоге всё равно возвращаюсь к песням и музыке, которые являются просто песнями и музыкой. Которые можно слушать, не имея перед глазами яркого и стильного видеоклипа, и ловить себя на мысли, что всё равно прекрасно понимаешь, что хотели передать, и ощущаешь, что вложили душу. Я ведь уже упоминал, что нэко в какой-то степени чувствуют искренность других? Так что я ещё отчётливее понял, что для очень многих айдолов выступления — это работа.
Возможно, любимая, интересная и почётная — но именно работа. Нужно улыбаться, правильно двигаться и петь красивым голосом… и успеть за карьеру чего-то добиться. Ничего не имею против, получается в итоге хорошо — но я, опять же, в итоге отправился искать что-то именно «от души и для души».
И, что радует, нашёл. То есть, конечно, понятно, что что-то для себя может найти любой, но вот сразу, за один вечер — это мне повезло. Негромкий женский голос без музыкального сопровождения пел какую-то… балладу, наверное. Что-то в духе прошлых веков — о путешествии, о встретившихся в пути диковинах, о радости возвращения домой, о чувствах и мыслях лирического героя. Почти десять минут песня шла, между прочим. Она прекрасно бы себя чувствовала и без видеоряда, но ролик размещён был на платформе для видео, так что изображения имелись — да, не видеоролик, а сменяющиеся изображения. Картины, пейзажи, фотографии — по сути, просто демонстрация того, о чём в тот момент пелось.
Мне очень понравилось. Перейдя на страничку исполнителя, обнаружил, что там есть ещё некоторое (не большое, но и не пара штук) количество роликов (это мне на потом, на десерт, так сказать), а никнейм…
Aoi Ume. «Синяя слива», ага. И, собственно, изображение означенного сливового дерева в качестве аватарки. Сразу Юзу вспомнилась, которая как бы «японский цитрус». Может, тоже из наших, ушастых?..
Ну, мне всё равно, слушать буду в любом случае. Платформу и псевдоним запомнил, да и подписался. Нужен свой телефон, нужен…
Поставив начавший потихоньку помирать от истощения сил смартфон на зарядку, порисовал ещё около часа, чуть-чуть погулял и лёг спать. Перед сном, как оно часто бывает, вылезли какие-то неведомые мысли. Вот если Юзу вроде как была, я её видел и с ней говорил, но вроде как её и не было — выходит, она как «кот Шрёдингера», только кошка?..
* * *
На следующий день, как и говорила Цубаса, пришёл бывший владелец заведения — господин Орияма. Хм, так, нет… Орияма — это же фамилия. А я давно, с детства прошлой жизни, привык обращаться по имени — и, к счастью, полностью переучиваться не пришлось…
Да, японцы по умолчанию обращаются к собеседнику по фамилии. Обращение по имени воспринимается, в зависимости от ситуации, как предложение перейти на менее формальное общение, панибратство, а то и грубость, как и использование менее официальных именных суффиксов. Но у нэко-то фамилий нет. Да, можно при необходимости использовать фамилию хозяев, но не в документах — при представлении, в соцсетях, если указать попросят, и так далее. По факту же обращаются к нэко по имени, либо просто говорят «нэко-чан», что я автоматически воспринимаю как «кошечка/котя» (порой клиенты кафе говорят «нэко-сан», если моё имя ещё не знают или просто так захотели, выходит что-то сродни «оджи-сан» («дядя») по отношению к мужчине, то есть просто обычное обращение к любой нэко; ещё меня разок назвала «нэко-сама» та девочка, которая просила научить её рисовать — но на «уважаемую госпожу кошку» я явно не тяну, хах). А ещё нэко воспринимаются многими людьми если не как дети, то где-то близко — а детям простительны и обращения по имени, и ошибки в этих обращениях, и неформальный стиль речи. Да и как бы логично, что раз уж ты к нэко обращаешься по имени, то и она в ответ делает так же, да? Ещё один плюс бытия кошкой — можно не так уж сильно запариваться с официальщиной.
Кхм, так, речь-то вообще не об этом. Итак, ближе к обеду пришёл бывший владелец здания и находившейся в нём мастерской, Орияма Шинтаро. Причём пришёл как клиент, заказав немаленький ранний обед (или поздний завтрак), который с удовольствием приговорил, и оставив солидные чаевые. А потом до самого нашего перерыва сидел, попивая зелёный чай, огромный чайник с которым я притащил ему после основного заказа, и что-то неспешно чёркал в блокнотике. Может, я бы и не распознал в нём нужного нам человека, ибо ранее не встречал, но чехол для камеры делал небольшой намёк.
Потому было неудивительно, что именно к нему Цубаса подошла лично — но не чтобы вежливо проводить на выход, как иных задержавшихся посетителей, а для приветствия и начала разговора. Пообсуждав минут пять какие-то локальные новости, они наконец перешли к делу.
Несмотря на почтенный возраст (а было Шинтаро без малого семьдесят), морщины и побитую сединой косматую шевелюру, он производил впечатление этакого вечно позитивного доброго дедушки, пусть даже не улыбался вообще. А ещё господин Орияма был довольно бодрым, шустрым и деятельным, да и мысли свои формулировал и излагал весьма стремительно.
— Что вы атмосферу поменять решили — это хорошо, это правильно. Когда моя мастерская-то была — то ладно, железкам как-то наплевать, где они лежат, ежели условия хранения соблюдены. А в кафе одной лишь утилитарностью не обойтись. Надо красиво, но вперёд всего — душевно. Да и мне годков двадцать назад всё же стоило имидж сменить немножко — может, ещё пару-тройку лет проработал бы… Но ладно, что было — то прошло. Зато после закрытия много времени на фотографирование и постижение искусства оказалось, поднаторел малость. Так что сейчас придумаем что-нибудь.
Выслушав наши мысли, выводы и предположения, Шинтаро даже немного посмеялся:
— Конечно, я сразу понял, что инициатором изменений была Блэки, поскольку госпожа Акияма всегда чем-то занята и очень устаёт, но что она всё сама придумала и делает… Хм, хм-м. Ладно, давайте сначала поработаем с тем, что есть, пока из головы не вылетело.
Подойдя к приёмнику, деятельный старик изобразил рукой что-то неопределённое, и обратился уже ко мне:
— Вот можешь мне сказать, что со сделанными тобой украшениями не так?
Чуть наклонив голову, я задумчиво обозрел свои «доработки» и пожал плечами — с ходу ничего не пришло.
— Цвета приятные, сочетаются хорошо. Но обрати внимание, что на улице сейчас весна в разгаре, понемногу приближается лето. Даже если тебе нравится красный цвет или чёрный — это твой собственный стиль, эти цвета ты носишь на себе. А вот интерьер лучше украшать соответственно сезону. Ты на фестивале сакуры была?.. Вот и вспомни, что там видела. Цветочная тематика, зелень, светлые оттенки, так ведь? Подумай, какие цвета можно использовать. Например, голубой и оранжевый, розовый и сиреневый.
Или, допустим, жёлтый и зелёный, — забавно, что в японском нет чёткого термина для зелёного цвета, и Орияма выдал что-то вроде «цвет весенней листвы». — Я не утверждаю, что это обязательно, но попробовать стоит.
Согласившись с логичностью заключения, сбегал за своими запасами шерстяной пряжи и ткани, после чего ещё пару минут старый мастер рассказывал (и показывал на принесённом) о сочетаниях цветов и применении этих сочетаний. Америку он мне, конечно, не открыл, особенно после экспериментов Анзу, в ходе которых я много что понял (помимо того, что ненавижу платья, всякие браслетики-цепочки и косметику, бр-р), но поучиться у знающего человека всегда полезно.
После небольшой лекции Шинтаро принялся грузить Цубасу различными вопросами, на которые она сразу ответ дать не смогла — словом, пришёл этот бодрый дед не просто сделать фото и получить оплату, а именно обстоятельно так разобраться и сделать всё качественно. Пока же хозяйка кафе думала, он изучил стенд с рисунками и попросил рассказать об этих ёкай больше. Ну, я и рассказал. Про забавные повадки, которые у нэко всё же отсутствуют (в основном из-за почти человеческого строения тела) или не так выражены, про того же Кота в сапогах, немного про Матроскина, про других эпичных представителей усато-полосатых, даже какие-то мной придуманные истории…
— Так-так, теперь мне всё совершенно ясно.
Ты не подумай, я твой рассказ мимо ушей не пропустил, не обижайся, — и так не собирался, но теперь даже формально повода нет, ладно. — Но в основном всё-таки смотрел на подачу и твою экспрессию. Да и как в зале себя ведёшь поглядеть успел. В общем, смотри: на тебе и так много внимания, как на единственной официантке. А с этими маскотами будет ещё больше — ведь, во-первых, они весьма похожи на нэко и с ними связаны, во-вторых, что-то узнать о них можно лишь от тебя. Таким образом, хочешь-не хочешь, а на тебе, можно сказать, окажется фокус камеры, как на центральном, связывающем всё воедино и самом важном объекте в кадре. Понимаешь?
Что-то такое в голове порой проскакивало, но не оформлялось в законченную мысль — всё же о себе я после какого-то там по счёту витка бессмысленных с практической точки зрения рассуждений старался не думать. А вообще оно вроде логично и справедливо… Надо зарубку в памяти поставить.
— Вижу, что понимаешь. Итак, для достижения максимального эффекта нужно сложить все детали в единую картину. Расположение, количество, цвет украшений, да даже свет и музыка будут играть роль! Но это всё, пусть и важно, является так или иначе фоном — в представлениях это называют подтанцовкой, бэк-вокалом и прочими модными словечками. Взгляд людей, если они не увлечены чем-то своим, в конечном итоге почти всегда вернётся к живому актёру — единственный движущийся объект в композиции, нэко, там достаточно разных причин. И для такого персонажа важны внешность и харизма, — что-то больно долго и тщательно Шинтаро мне это разъясняет, видимо, и правда «как для ребёнка» растолковывает? — Со вторым у тебя проблем нет, а вот первое…
Думаю, стоит сменить стиль, выбрать иную одежду, — собеседник сделал паузу, а я через пару секунд всё же сообразил, с чего же он так вежливо и предупредительно всё это говорил. Женщины и одежда — нельзя не подходить к этому вопросу без осторожности, особенно если это та одежда, что женщина уже выбрала и носит, ха-ха! Дед-то опытный, за свою жизнь явно многое понял, да и желающих сфотографироваться людей наверняка не раз убеждал что-то изменить во внешности.
Улыбнувшись и едва удержавшись от того, чтобы рассмеяться, я таки ответил:
— Хорошо, я тоже об этом думала. Некоторые вещи мне носить не хочется, но ради дела потерплю, если что.
— Отлично, — Шинтаро также чуть улыбнулся и погрузился в размышления. — Хм, что-то простое, чтобы без особых затрат…
Вообще… Кстати, почему бы просто не взять оставшуюся от прошлой официантки форму? Немного доработать, чуть украсить, не переделывая кардинально… Да, вполне. Там ведь размер регулируется, я видел, когда захаживал несколько недель назад. Может, попробуем взять её?..
— Размер этой формы, конечно, регулируется.
Но беда в том, что она мне не просто большая, — рост — ещё ладно, а вот что в груди, талии и бёдрах болтается — это уже так просто не решить. — А слишком
большая. Во всех местах, — уточнил я на всякий случай.
А потом непонимающе уставился на почему-то притихшего собеседника, который что-то высматривал в моих глазах. Стоим, молчим, смотрим друг на друга. Чего молчим только?..
— Хватит так давить, Блэки. Нужно же знать предел своим шуточкам, — вмешалась в «разговор» Цубаса. — Ладно я, но у господина Орияма сердце-то уже немолодое!
— Чего?.. — только и смог выдать я. Что-то запутался… когда это я шутил? Вполне нормальный, достаточно серьёзный разговор вроде был.
Теперь играем в гляделки с Цубасой. Она меня знает лучше, поэтому что-то таки высмотрела и страдальчески вздохнула.
— Расслабьтесь, господин Орияма. Блэки вообще не поняла, в чём тут соль.
— Это хорошо, это славно, — облегчённо вздохнул он. — А то я аж жену покойную вспомнил — тоже любила так смотреть, и поди догадайся, в чём конкретно неправ…
Тогда понятно, откуда у деда такой богатый опыт — коль жить захочешь, так всё влёт понимать научишься, а потом и упреждать от греха подальше. Только я-то всё равно ничего не понял…
— Чудо ты ушастое, — вздохнула Цубаса, когда мы отошли чуть в сторону и она окончательно убедилась, что я не шучу и только озадаченно хлопаю ресницами. — Вроде взрослая и умная, а порой такие банальные вещи не знаешь… Девушки заботятся о своей внешности и фигуре, — вполне серьёзно, но совершенно точно потешаясь в глубине души поведала она «великую истину».
— Это-то я знаю. И-и?..
— Вот тебе и «и-и», — теперь уже точно потешается, но ладно, тут заслуженно полностью. — Господин Орияма ничего такого не имел в виду, но при желании можно было притянуть мысль о том, что будто бы он назвал тебя мелкой. А твой ответ был похож на ответ разгневанной «намёками» девушки, как и реакция.
Прикинув так и эдак, признал наличие некой логики. Опаснее разговора об одежде может быть только разговор о фигуре девушек…
Учитывая жизненный опыт деда, инфаркт от такого он явно не схватил бы, но напрягся. М-м, и извиняться-то как будто не за что, он же уже в курсе, что я просто ничего не понял… Ладно, просто разряжу обстановку, как и всегда.
— Теперь понятно, — вполне серьёзно киваю, а затем перехожу на шутливый тон. — Но я ведь знаю, что у меня фигура в порядке.
Лишнее мясо мне не нужно, иначе не смогу делать так, — шаг назад, стойка на руках, затем и на пальцах (теперь могу даже это, да-да), пара поворотов вокруг своей оси и прыжком на исходную. Вот поэтому и ношу штаны — юбка бы задралась ещё при первых движениях.
На очередную мою выходку Цубаса в очередной раз закатила глаза, но, опять же, улыбнулась куда охотнее. С более живой её версией общаться определённо приятнее!