Глава 59: Звезда в Винтерфелле
Санса
Хотя вернуться домой было чудесно, ситуация оказалась куда более напряжённой, чем можно было ожидать. С прибытием множества солдат с юга возникли многочисленные проблемы, справиться с которыми оказалось сложнее, чем предполагалось.
Более сотни всадников должны были охранять леса в радиусе пятнадцати миль вокруг Винтерфелла, чтобы предотвратить опустошение дикой природы. К счастью, многие из прибывших войск привезли с собой караваны с провизией и припасами из своих регионов. Простор даже отправил на Север дополнительные партии еды, что, как надеялись, было знаком доброй воли.
Однако одной из самых сложных задач стало размещение лагерей так, чтобы соседствующие королевства не конфликтовали друг с другом. Даже с помощью эта задача оказалась сложнее, чем казалось: почти каждое королевство в какой-то момент воевало друг с другом, и некоторые были слишком упрямы, чтобы забыть старые обиды.
В конце концов было решено, что, пока Ночной Дозор не может охранять Стену, он возьмёт на себя роль миротворцев, чтобы напомнить всем, что ссоры между собой — последнее, что им сейчас нужно.
Санса присоединилась к Дейенерис, Джону и Тормунду в Большом зале, где за столом обсуждались второстепенные вопросы военного совета. Лорды и командиры должны были представлять свои армии. Сир Джорах, как всегда, нёс свою вахту неподалёку от королевы.
— Соберётся более двухсот человек, — сообщил Джон. — Идеальным местом был бы двор, но там недостаточно места, да и работы ведётся слишком много.
— А как насчёт холма за замком? — предложила Санса. — Ты можешь встать у его подножия и обратиться ко всем.
Тормунд покачал головой:
— Когда сюда прибудут остальные армии, вокруг замка не останется ни пяди свободной земли на две мили. Но есть несколько пустующих хижин. Я могу заставить Вольных Людей и Великанов перестроить их в длинный дом, достаточно вместительный для всех командиров — и даже для шестерых великанов.
Никто не нашёл доводов против, и вскоре согласились, что это лучший вариант.
— Тогда не будем медлить, — сказал Джон.
Тормунд кивнул и, не мешкая, покинул зал, отправляясь к своим людям.
Когда он вышел, вошёл стражник Старков.
— Ваша светлость, лорд Эдрик Дейн скоро прибудет.
— Дорнийцы уже здесь? — спросила Дейенерис.
— Нет, ваша светлость. Только лорд Дейн и четверо его охранников.
— Любопытно… Но давайте не будем плохими хозяевами и поприветствуем его, — предложила Дейенерис. Джон и Санса кивнули.
Возле ворот Джон, Дейенерис, Санса, а также Рикон, решивший встретиться с лордом Дейном, ожидали прибытия гостя. Сир Джорах стоял рядом, держа руку на эфесе меча.
Эдрик въехал во двор на дорнийском жеребце, сопровождаемый своими людьми. Один из них нёс знамя Дейнов. Призрак сидел возле Рикона, привлекая к себе взгляды — многие всё ещё не привыкли к его внушительному присутствию.
— Ваша светлость! — Эдрик соскочил с коня и приблизился к Джону. — Рад, что добрался так быстро.
Он преклонил колено перед Джоном, и его люди последовали его примеру.
— Встань, лорд Дейн, — сказал Джон, и Эдрик повиновался.
Санса заметила, что с момента прибытия он не переставал улыбаться.
— Мы думали, ты будешь со своими войсками, — заметил Джон.
— Они прибудут через несколько дней. Как и кое-что, что я должен тебе передать, — с этими словами Эдрик вынул из дорожной сумки корону Эйгона Завоевателя.
Санса ощутила волнение. Эта реликвия Таргариенов была одной из немногих, переживших века.
— Надеюсь, я не доставил неудобств, приехав раньше, — добавил Эдрик. — Просто мне не терпелось впервые увидеть Винтерфелл. Не говоря уже о том, чтобы наконец оказаться в его стенах.
— Нет никаких проблем, лорд Дейн, — вежливо ответила Санса, как и подобает леди. — Хотя, боюсь, в замке не осталось свободных комнат.
Улыбка Эдрика слегка померкла — он выглядел так, словно только что проиграл в собственной игре.
— Что-то не так, милорд?
— В спешке я не позаботился о том, чтобы мои люди взяли с собой всё необходимое для лагеря. Боюсь, наши припасы остались с моей армией. Но уверен, что мы найдём выход.
— Ты можешь пока занять мою комнату, — неожиданно предложил Рикон, явно готовый уступить её без раздумий.
— Мой лорд Старк, — Эдрик покачал головой, — я ценю ваше предложение, но не могу занять покои моего хозяина. А если бы и согласился, где бы тогда спали вы?
— Раньше эта кровать принадлежала моему старшему брату, так что она достаточно большая. А сегодня ночью мне всё равно не понадобится, так что можешь воспользоваться ею.
— Что ты имеешь в виду? — нахмурился Джон, сбитый с толку не меньше остальных. — Что ты задумал?
— Ничего особенного, просто проведу несколько ночей с друзьями.
— Какими друзьями? — уточнила Санса.
— Теми самыми, с кем меня чуть не убил медведь, пока Призрак не спас нас.
Санса тут же вспомнила, как Рикон рассказывал об этом ей и Арье. Тогда она всполошилась, приняв на себя роль заботливой старшей сестры, в то время как Арья лишь посмеялась над всей ситуацией.
— Медведь? — переспросил Эдрик с искренним любопытством. — Эту историю вы мне как-нибудь обязательно расскажете, мой лорд.
Он повернулся к Джону:
— Очень хорошо, я принимаю предложение, если только оно не создаст неудобств для короля.
Все взгляды обратились на Джона. Тот тихо усмехнулся.
— Я бы не хотел, чтобы ты оставил в компании лишь Призрака, — сказал он, глядя прямо на Рикона. — Я позволю это, но только до прибытия армии лорда Дейна с его вещами.
Рикон расплылся в широкой улыбке, выглядя так, будто стал самым счастливым человеком на свете.
— Что касается ваших людей, — обратился Джон к Эдрику, — в лагерях ещё есть несколько свободных хижин. Они смогут остановиться там.
— Великолепно. Я прослежу, чтобы они разместились раньше меня. Но когда вернусь, мне бы очень хотелось встретиться с вашим лютоволком.
Эдрик с интересом посмотрел на Призрака — в отличие от многих, кто прежде предпочитал держаться от него подальше. Он почтительно поклонился и направился прочь со своими людьми.
— Санса, — неожиданно обратилась к ней Дейенерис.
— Да?
— Ты не переставала улыбаться с тех пор, как Эдрик въехал в ворота.
Санса тут же сбросила с лица улыбку, слегка смутившись. Она даже не заметила этого за собой. Весь её взгляд был прикован к Эдрику.
— Я просто рада, что наконец-то смогла встретиться с ним, — ответила она, возможно, не до конца осознавая, что именно её так радовало.
Прошло несколько дней. Со всех уголков королевств к Винтерфеллу стекались армии, заполняя каждый клочок земли вокруг замка. Единственными, кто ещё не прибыл, были последние дотракийцы из Хайгардена, но по слухам, полученным от варга-дикаря, их можно было ожидать со дня на день.
За это время Санса успела привыкнуть к обществу Тиены и теперь проводила с ней всё больше времени. К ним нередко присоединялась и Миссандея, ведь они были единственными дамами её возраста.
Дейенерис же постоянно была занята либо Джоном, либо королевскими обязанностями, так что времени на дружеские беседы почти не оставалось.
А вот Арья появлялась в замке всё реже. С того момента, как Рикон сообщил ей, что Нимерия видели в лесу неподалёку, она не успокоилась и была полна решимости найти её.
Они втроём стояли на балконе Винтерфелла, наблюдая за спаррингом Эдрика Дейна с одним из Безупречных. Миссандея, казалось, не могла оторвать глаз от воина из армии Дейенерис.
Дуэль длилась уже почти час, но ни один из бойцов не мог одолеть другого. Несмотря на упорство, Санса замечала, как оба дрожат от холода. Три дамы были укутаны в тёплые зимние одежды, тогда как Эдрик и его противник сражались в лёгкой коже, пригодной разве что для северного лета.
— Мои деньги на Безупречного, — открыто заявила Тиена. — На кого ты ставишь?
Когда Эдрик узнал, что Тиена выжила и находится в Винтерфелле, он пытался убедить её принять натурализацию и стать главой дома Мартеллов, но она отказалась, заявив, что это не имеет смысла в нынешних обстоятельствах.
— Я не делаю ставок, — мягко ответила Миссандея. — Но если бы делала, то не сомневалась бы, что Серый Червь одержит победу.
Санса заметила, что с момента прибытия Безупречных её подруга стала заметно оживлённее. Она часто проводила время с командиром, и это наводило на определённые мысли.
— Почему ты так уверена? — спросила Санса. — Из того, что я вижу, у лорда Дейна более агрессивная тактика, но его противник держит оборону с равной ловкостью.
Она не делала ставок, но была уверена, что Эдрик выйдет победителем.
— Разница в их подходе, — заметила Тиена, не сводя глаз с поединка. — Эдрик владеет мечом лучше, но у него нет боевого опыта. В отличие от Серого Червя.
Санса перевела взгляд с самих движений на выражение лиц бойцов. Эдрик выглядел сосредоточенным и спокойным — он понимал, что это всего лишь спарринг. Серый Червь, напротив, держался как на поле боя.
Эдрик парировал удар и попытался выбить оружие из рук противника, но не успел — Безупречный ударил его щитом, заставляя отступить. Теперь оба выглядели уставшими, хотя не признавались в этом.
— Ты выглядишь измученным, Серый Червь, — усмехнулся Эдрик. — Может, сделаешь перерыв?
— Я могу не спать несколько дней и обходиться без еды и воды.
— Да, но сможешь ли ты сражаться столько же?
Эдрик покрутил меч в руке, затем ринулся вперёд. Серый Червь сделал выпад, но Эдрик ловко увернулся и схватил древко копья. На мгновение ему удалось заблокировать движения противника, однако командир Безупречных молниеносно перестроился: он отпустил щит, перехватил посох и с силой отбросил Эдрика назад.
Не успел тот опомниться, как конец оружия устремился ему в грудь. В последний миг Эдрик перекатился по снегу, обхватил ногу Серого Червя и приставил деревянный кончик меча к артерии на бедре.
Если бы оружие было настоящим, он бы победил.
Серый Червь знал это.
Санса не смогла сдержать улыбку, заметив, как разочарованно выглядели Миссандея и Тиена.
— Разве вам не радостно, что у вас не было денег, чтобы проиграть? — пошутила она, снова взглянув на мужчин внизу.
— Я признаю поражение, — сказал Серый Червь, протягивая руку Эдрику.
Тот с радостью её пожал.
— Хороший бой, Лорд Звездопада.
— Спасибо, друг, но, боюсь, это имя принадлежит кому-то другому.
Эдрик стряхнул снег с плеч, вытер холодный пот со лба и усмехнулся:
— Думаю, на сегодня хватит, согласен?
— Нет, Безупречные готовы тренироваться в любое время.
— Солдаты до конца, — покачал головой Эдрик, хлопнув его по спине. — Ладно, пойдём, я видел бочку эля во дворе. Нам обоим не помешает кружка.
Они вернули учебное оружие на стойку и направились к выходу.
— Я пробовал вино, но оно мне не понравилось, — заметил Серый Червь.
— Вино, шмине, — фыркнул Эдрик. — Вино для лордов, которые пьют, чтобы выглядеть изысканнее. А эль — это напиток для воинов всех мастей!
Он заметил холодные взгляды с балкона, пожал плечами и словно немым вопросом спросил: Я не прав? Затем затянул пояс с мечом — помимо Первого Света, теперь на нём висел и Рассвет. Он не называл его Мечом Утра, но времена были такие, что живым понадобится каждый меч.
— Идём! — Эдрик обнял Серого Червя за плечи, увлекая его за собой.
На балконе Тиена усмехнулась:
— Ты была уверена, что Дейн победит. Но, похоже, недостаточно разбираешься в фехтовании, чтобы знать это наверняка.
— Я не знала, что он победит, — ответила Санса. — Но я наблюдала за тренировками братьев, когда росла, и сделала предположение.
— Когда ты росла, ты видела дерущихся мальчиков, — возразила Тиена. — А это были мужчины.
Она была права, и Санса поняла, что не сможет дать хороший ответ, не будучи предельно честной.
— Я надеялась, что он победит, — призналась она.
Тиена приподняла бровь:
— И с чего это?
Санса замялась, потому что не знала, как ответить. Она не могла отрицать, что что-то в Эдрике её восхищало, но не понимала, что именно. Её мысли вернулись к тому, как он сражался, как напоминал ей доблестного рыцаря из детских сказок.
— Наверное, потому, что он похож на того, о ком я мечтала, когда была маленькой, — призналась она. — На храброго рыцаря, благородного, как мой отец, бесстрашного в бою…
Она усмехнулась, покачав головой.
— Но это были глупые мечты глупой девочки. До того, как я узнала, каким на самом деле бывает мир.
— Мир — дерьмо, — беззаботно согласилась Тиена. — Но не настолько, чтобы перестать мечтать о чём-то лучшем, верно?
Она перевела взгляд на Миссандею.
— Ты была рабыней до встречи с Королевой Драконов, верно? Каково это было?
Миссандея пошевелилась, скрестив руки на груди.
— Я бы предпочла не говорить об этом. Это не просто вопрос жизни… Это чувство, когда ты не человек, а собственность.
— Но ведь даже ты мечтала о чем-то лучшем?
— Конечно, — кивнула она. — Иногда я мечтала вернуться в Наат, к своей семье. Или просто быть среди людей, которых могла бы назвать друзьями. Прошло немало времени, прежде чем одно из этих желаний сбылось.
— Вот именно, — Тиена оттолкнулась от перил и повернулась к Сансе. — Мы все столкнулись с худшим, что мог предложить этот мир, но мы всё ещё здесь. И это значит, что наши мечты и надежды всё же делают его не таким уж дерьмовым, каким он кажется. Валар Моргулис.
— Все люди должны умереть, — перевела Миссандея. — Но мы не все люди.
— В самом деле, мы не такие.
Они прошли по балкону, окружавшему тренировочный двор, и вышли на зубчатые стены главного двора. Там стояли Эдрик и Серый Червь, наблюдая за лагерем армии.
— Скажи мне, что ты видишь, — обратился Эдрик к Грейворму.
Тот вздохнул, оглядывая укрепления.
— Я вижу войска, разбивающие лагерь.
— Да. А какие именно солдаты?
— Безупречные, дотракийцы, Старки, Ланнистеры… Почти у каждого дома есть знамёна.
— Вот именно, — кивнул Эдрик. — И разве это не самое величественное зрелище, которое ты когда-либо видел?
Грейворм взглянул на него, озадаченный.
— Я не понимаю.
Эдрик усмехнулся.
— Перед тобой, вероятно, самая великая армия, какую когда-либо видел этот мир. И, возможно, какую он когда-либо увидит. Я уверен, что среди этих людей есть те, кто с радостью убил бы стоящего рядом, но… они этого не делают. Все эти солдаты родом из земель, которые веками воевали друг с другом. Но сегодня они сражаются вместе. Одно королевство. Одна армия. Одна цель.
Грейворм снова посмотрел на лагерь — но теперь по-настоящему посмотрел. И, к удовольствию Эдрика, на его лице появилась гордая улыбка.
Эдрик заметил, как к ним приближаются дамы, и развернулся к ним.
— Миледи, вам понравился бой?
— Очень, лорд Дейн, — ответила Санса.
Тиена пожала плечами:
— Было бы лучше с живой сталью.
Эдрик усмехнулся.
— Возможно. Но мы же не хотим, чтобы кто-то умер ещё до начала битвы, верно?
Его взгляд снова вернулся к лагерю, но что-то привлекло его внимание.
— Ах… если бы мне пришлось угадывать, я бы сказал, что это прибывают последние дотракийцы.
Они обернулись к крепостным валам и увидели, как к замку приближается большая группа всадников, около пяти сотен человек. Небольшой отряд отделился от остальных и направился прямо к Винтерфеллу, тогда как остальные двинулись в сторону основного лагеря, сливаясь с огромной ордой войнов.
Санса прищурилась, вглядываясь в приближающихся всадников.
— Эти двое — не дотракийцы, — заметила она.
Действительно, среди прибывающих всадников двое выделялись. Они не носили меха, как остальные, и не выглядели привычными к верховой езде среди кочевников. Один облачён в доспехи Ланнистеров, второй — в броню золотистого оттенка, сверкавшую в бледном северном свете.
Тиена, увидев их, оживилась.
— Наконец-то! — с нетерпением выдохнула она, её губы изогнулись в довольной улыбке. — Мой мужчина прибыл.
Она без колебаний отделилась от остальных и направилась прямо к всадникам, её шаги были быстрыми и уверенными, словно она слишком долго ждала этой встречи.