Собиратель Земель Русских — глава 49

— Для начала попробуйте поэкспериментировать с аммиачной селитрой. Насколько мне та, будучи растворенной в воде значительно снижает её температуру. Подобный метод используется в Китае у местных аристократов. Это позволит нам производить лёд летом, без необходимости запасаться им с зимы.

— Государь, но где подобное применимо?! — сидящая напротив Ядвига не скрывала своего удивления. — Что мы за зиму от снега не устаем!? Да и если понадобиться, то его вдоволь можно запостись зимой!

— Данный состав пойдет на улучшение складов, в т.ч. и медицинского. В холоде снадобья, как, впрочем, и еда будут дольше храниться. Подобное позволит нам не только удешевить обе категории для населения как минимум городов. В будущем, подобная технология будет использоваться в княжеских амбарах, для защиты запасов хлеба от влияния времени.

— Как прикажите князь-батюшка, — поклонилась, встав с своего места Ядвига. — приступим немедленно.

— Вот ещё что, не могу точно судить, но как минимум аммиачные пары весьма опасны для человека. Будьте предельно осторожны.

Ещё раз поклонившись и поблагодарив за предупреждение, главный государственный зельевар, хотя думаю её можно было назвать и алхимиком, покинула мой кабинет. Мне же оставалось сидеть в плену скучных бумажек. К тому же ужасно дорогих. Не настолько как в истории, но ощутимо. Хм, а может на этом удастся заработать?! Если постараться, я может смогу вспомнить рецептуру приготовления бумаги, помниться дед по матери увлекался подобным рукоделием и меня пытался приучить, да без толку, я кроме пороха ничего особо не запоминал. За рецепт бумаги я за четверть получил десятку одновременно за труд и историю. Шансов что вспомню процесс, который сам же и проводил гораздо выше прочего.

В будущем, после начала производства собственной бумаги все обращения в государственный аппарат будут излагаться на официальной, государственной бумаге. Которую, естественно, можно будет купить только у самого государства. Небольшой, но постоянный ручеек в казну.

А вообще, прошедшие за последнее время события не плохо подкосили силы и возможности моего государства. Четыре военных компании за год, три крупных прироста территорий. Всё это в целом, истощили мои людские ресурсы. Несмотря на то, что казна сейчас впервые за несколько поколений моей семьи ломится от золота, серебра и драгоценных камней, мне сейчас стоило сосредоточится на переваривание откушенного куска.

Думаю, пару лет спокойствия и внутренней колонизации пойдет на пользу государству и его целостности. Деньги же стоит направить на строительство внутренней дорожной сети. Единое экономическое пространство лучше любых гарнизонов скрепит мои земли в единую державу. За то время, подрастут боярские недоросли, пополнятся городовые полки новыми ратниками, в моей дружине восполнятся бреши, образованные новыми гарнизонами. Вот нагуляем жирок, пополним свои ряды, окрепнем и можно что-то думать в отношении Литвы и Новгорода. Псков наш, одной торговой республикой меньше. Теперь их связи работают нам на пользу, а два крупных гарнизона в тех землях обеспечат лояльность местных, недоросли же местных бояр и купцов прибывшие в Киев для получения образования и в будущем должностей, уже через пару поколений обеспечат окончательное поглощение Псковского княжества. Похожая судьба в будущем ждет и Новгород. Слишком большие земли они себе оттяпали, при крайне непостоянном характере местных элит. То в сторону немцев тяготеют, то шведов, то ещё черт его знает кого! Ненадежный сосед в общем. Учитывая же статус северных ворот Руси, подобное не позволительно.

А пока мы находимся на этапе мира, мне остается только радоваться сухопутной изоляции Новгорода и прочих мелких царств от соседей. Крым тоже меня порадовал, хотя бы тем, что его завоевание обошлось нам малой кровью. Черт, да завоевывая ослабленный орден, мы больше народу положили чем беря на меч ханство! Ослабли степняки, как есть ослабли.

— Боже, считаю каждого воина, а ведь послушай византийских историков, так славяне меньше, чем по пятьдесят тысяч воинов на империю не ходили. Да и у Карамзина похожие цифры встречались. Ха! Смешно, будь у меня столько воинов на одном направление, я бы уже до Рима дошел! Но чего нет, того нет. Приходится играть теми картами что на руках. Значит ждем, готовимся и копим денежки с военными.

Херсонес Таврический.

Замерший в поклоне мужчина вызывал у неё лишь некоторый интерес. Причины тому было две: личность мужчины и рассказ о недавних событиях в соседнем им Руне, о которых её доложили перед самым отбытием сюда. Профессией же своей он её не подкупал. В Шамаханском царстве были свои шпионы и убийцы, для чего-то более значительного всегда можно было попросить «демонов» у её супруга. Тот наверняка не откажет обратись его жена с просьбой. Так что само по себе предложение опального шпиона интереса у неё бы не вызвало, в купе же с личностью предлагающего ситуация менялась кардинально.

— То есть, султан Руна заподозрил тебя в подготовке заговора против себя под руководством своего старшего сына?! — с усмешкой в голосе задала вопрос царица, развалившись на троне.

— Истинно так. — склонился ещё сильнее шпион.

— И ты естественно в заговоре участия не принимал. — продолжая улыбаться царица.

— Принц предлагал моему роду служить себе. — не стал скрывать мужчина. — Однако мы не хотели участвовать во внутренних интригах страны. Мы всегда служили трону, а не человеку. Страна была превыше амбиций одного человека.

— Раз вы такие преданные, почему же ты стоишь сейчас передо мной?

Мужчина стушевался, настолько что даже её гвардейцы могли бы заметить его смущение.

— Я совершил ошибку. Я должен был сразу доложить султану о состоявшемся разговоре, не игнорируя его. Султан узнал о состоявшемся разговоре, однако его ввели в заблуждение касательно моего ответа.

— И этот любитель роскоши решил избавиться от вас. — озвучила известную ей информацию. О том, что правитель Руна неожиданно устроил охоту на ничем не примечательную купеческую семью, ей сообщили. Больно уж поведение султана было странным.

— Да. — кивнул шпион. — Утром следующего дня, к нашему дому прибыла городская стража с гвардией. Мой брат вышел поприветствовать их и узнать о причинах появления у наших дверей. Там его и убили, прямо во дворе под нашими окнами. Силы султана попытались войти в дом, но их встретили мужчины рода. Потеряв дюжину человек, они отступили после чего подожгли наш дом. Пока он горел, мы смогли собрать выживших, кое-какие припасы, деньги и сбежать по тайному ходу.

— И ты решил после произошедшего попроситься под мою руку?

— Великая царица, многие поколения наша семья занималась теневым искусством. Мы хороши в нем и не хотим, чтобы родовое ремесло оказалось забыто из-за нескольких неудач.

— Так создали бы гильдию убийц.

— У кинжала должна быть рука, что его держит и направляет. — упрямо заявил шпион. — Так учил меня мой отец, а его его отец, так учил я и своих сыновей. А они будут учить свои.

— Хм.

Несмотря на тот факт, что имя, названное шпионом ей, было незнакомым, она смогла примерно догадаться что же за фигура предстала перед ней. Достаточно могущественный правитель всегда должен держать в своих руках незримые нити, тянущиеся к теням вокруг. И одна из этих нитей, не самая густая и темная, но, несомненно, заметная, облегчающая жизнь своему хозяину, сейчас предлагала её свою нить.

Несмотря на всегда сохраняющийся шанс обмана, она была уверена в правдивости подобного исхода событий. Хотя бы потому, что за время разговора успела незаметно очаровать собеседника. Не сильно, лишь сделав того более лояльным ей, просто чтобы тот говори больше правды, был более честен.

— Я не могу тебе довериться сразу. Во многом из-за твоего прошлого.

— Я понимаю великая царица. — понимающие склонил голову мужчина.

— Однако, всякое доверие можно заслужить. — под внимательным взглядом царицы мужчина подобрался. — Выполни несколько заданий в разных регионах понтийского моря, заслужи моё доверие и тогда у твоего рода появится новая госпожа.

— Слушаю.

Удивившись, царица несколько лишних мгновений изучала мужчину будто бы разглядывая нечто, что поначалу ускользнуло от её взора, а сейчас неожиданно появившееся на свет.

— Не ожидала столь легкого согласия. — призналась царица.

— Честь служить правителю нужно сначала заслужить. Ничто не приходит сразу.

— Хм, — придя к внутреннему согласию царица закрыла тему доверия. — Для начала собери информацию о том, кто из богатых граждан греческих городов поддерживает Василевса не только словами, но и делом. Найди их и собери всю доступную информацию. Главное чтобы это было незаметно.

— Соберёшь информацию найдешь меня сам.

Вновь склонившись в поклоне, шпион спиной назад отступил в тень, после чего легкое дуновение сквозняка ознаменовало его уход. Некоторое время в помещение стояла тишина и лишь тихий шелест ткани, и перезвон кольчуги. Первым тишину нарушил стоявший поблизости старший охраны.

— Я ему не верю. — произнес воин.

— Какая неожиданность Ярго. — ехидно заметила царица. — Когда ты вообще кому-то доверял?

— Когда мы были в Киеве. — буркнул мужчина. — Однако очень уж все похоже на игру.

— Ты прав. — согласилась женщина, поигрывая золотым браслетом на своей руке. — Всё очень похоже на игру султана.

— Тогда зачем?

— Шанс того, что он действительно пытается втереться в доверие по приказу султана определено есть. Очевидно, что мы не можем отрицать подобную возможность, но, если все те сказки что он нам наплел правдивы, в нашем распоряжение окажется отлично знакомый с арабскими монархиями шпион. У него наверняка есть множество знакомых и шепотов что собирают для него информацию везде. Однако, пользу мы получим даже в том случае, если всё это уловка.

— А если он подставит непричастных к заговору людей?

— Не волнуйся Ярго, нам ничего не мешает вызвать этих людей на разговор и установить невиновность. В случае лжи, вы с ним разберетесь.

— Как скажете царица. Как скажите.