Собиратель Земель Русских — глава 46

Живая стальная змея русских полков медленно двигалась в сторону тевтонских владений. Конные полки, сформированные подальше от будущих завоеваний и тихо собираемые под предлогом помощи войска завоевывающим ханство, сейчас готовились обрушится на потрепанного и не ожидавшего скорого нападения врага. Несмотря на потери, понесенные рыцарями в бессмысленной войне с Новгородом, магистр Ордена считал своё положение безопасным. По его мнению, все основные враги сейчас были заняты своими делами. Литовцы собачились с поляками потихоньку двигаясь к новой войне с ними, в то же время, Новгород только-только заключил с ними мир и сейчас оценивал свои потери, к сожалению для Ордена не территориальные. Швеция сейчас воюет с Данией, в очередной раз. Опаснейший из соседей, был занят войной с ханством и ему явно было не до господ рыцарей. Оттого магистр и чувствовав себя в безопасности. Не смущали его и постоянные нападения на курьеров, небольшие отряды ордена и даже не большие замки. Зря.

О русских полках, ворвавшихся на его территорию и осадивших уже третью по счёту крепость, он узнал далеко не сразу. А когда узнал долго не мог поверить в то, что они продвинулись так быстро на такое расстояние. Лишь сильно позже ему сообщат, что русские всадники, не встречая сопротивления со стороны сожженных недавно крепостей сразу вышли на оперативный простор разделившись на отряды слишком большие для отдельных лордов ордена, при этом достаточно маленьких для мобильности и скорости.

В то же время, пока русские всадники, расходясь широким веером несли кровь и пламя в землях ордена, Святогор с пешими силами спокойно брал одно укрепление за другим. Немногие города, встречавшиеся ему на пути, брались лишь с чуть большими усилиями и как правило ночью. Богатырь просто подходил и выламывал ворота впуская внутрь своих воинов. Благодаря же переданной Синеглазкой информации, старый, но получивший вторую молодость богатырь прекрасно ориентировался в местных реалиях зная где и сколько кого есть и как долго они смогут подержаться.

Просто так, без причины мы не напали. Нам был нужен повод, хотя бы формальный. Который нам с удовольствием предоставили сами тевтоны. Вперёд моих войск в столицу Ордена отправились гонцы с требованием передать назад Псков с Изборском, открыть для русских купцов в торговый путь «из варяг в греки» проходящие по территории тевтонов, прекратить чинить препятствия нашей торговле и перестать взымать налоги с наших купцов. Требования совершенно абсурдные, на которые может быть лишь один ответ, отказ.

Стоило гонцу с отказом пересечь границу, как через, ну может час, пересекла границу уничтожив приграничную заставу. Но этому ещё придется произойти, сейчас же, я просто следил за уходящими в поход силами с крепостной стены города. Для меня это событие имело определенное сакральное значение. Если войны с ханством и каганатом проходили как оборонительные, защитные, я просто избавлялся о постоянной военной угрозы, то война с Тевтонским Орденом уже было завоеванием. Несмотря на громкие крики о покорение язычников и еретиков, тевтоны уже довольно долго старались скорее не отгребать от соседей, нежели тех покорять. Последний их поход против язычников из Новгорода тому самый яркий пример. С помпой собирались в крестовый поход, каждый из братьев рыцарей прибыл со своими силами, даже вассальные ордена призвали в поход, да только взяли один город да крепость после чего эпично отгребли от новгородского ополчения. Не помогла даже глупая гибель новгородского воеводы, поставленного вечем для войны с тевтонами. Только это и помешало Новгороду вернуть свои земли. Возможно, они вернутся к этому вопросу, когда разберутся кто там у них теперь главный по войне, но сейчас им явно не до этого. Чем я и воспользуюсь.

— Неужто мой супруг волнуется из-за войны? — нежные женские ладошки ласково легли на мои плечи. — Мне требуется тебя успокаивать?!

— Думаю, это лишнее. — усмехнулся я. — Меня волнуется не сама война, её исход предрешен. Святогор разобьет потрепанное войско тевтонов, после чего основной проблемой будет навести там порядок, а не завоевать.

— Тогда я не пойму почему ты печалишься?

Сняв рук с плеч моих, женщина вышла из-за моей спины встав рядом. Наша свита, на время объединившееся в одну большую толпу, расположилась на почтительном расстояние, тихо переговариваясь между друг другом не решаясь потревожить своих господ в такой момент.

— Для меня это… ммм… ха, не думал, что делиться своими чувствами будет так сложно.

— И все же попробуй.

— Хм, если излагать, по существу, то меня страшит начало исполнения моих же планов. Уничтожая каганат, а следом ханство, я в первую очередь избавлялся от соседей, что каждый год ходил на Русь военными походами. Орден же скорее просто мешающий сосед. Они не нападают, ибо знают, что перевес на нашей стороне, единственное чем они нам мешают, тем, что занимают территорию между нами и балтийским морем. Проще говоря, я начал войну ради паршивой дороги.

— Многие войны начинались из-за меньшего. — успокоила меня царица. — Тебе не стоит корить себя за это.

— Я знаю. — тяжкий вздох вырвался из моей груди. — Прекрасно знаю. Знал, ещё когда только планировал вернуть земли империи Руси. Знал, что придется щедро платить кровью, нашей и чужой.

— Насколько мне известно, ты уже сражался в войнах, до нашего знакомства. — покачала головой Фира. — Да и ханство по твоему приказу было покорено.

— То было неминуемым. Здесь же причина лишь моё желание. Мне жаль той крови моих людей что прольется в будущем. В любом случае, отступать уже поздно, не после всей подготовки.

— Вернемся во дворец? Говорят, о каком-то новом блюде.

— Ну пошли, даже интересно, что за новое блюдо? Борщ из огурцов?! Ха!

Вопреки ожиданиям блюдо меня удивило. Я ожидал чего угодно, но не фруктового льда. Десерт был подан на серебряном блюдечке. Весьма претенциозно, как по мне для обычного мороженого. Хотя для местных даже такой десерт будет сродни чуду. Моей семье он точно понравился, даже Фира и так очарована.

— Итак, что это? — попробовав представленное угощение и в целом оставшись доволен вкусом, я решил утолить своё любопытство. Ответил мне комнатный боярин ответственный за княжеский стол.

— Придумавшие это блюдо купцы, назвали его «сладким льдом» князь-батюшка. Его делают самого разного вкуса. От яблока и сливы, до клюквы и земляники. На княжеский и боярский стол идёт также из вина.

— Хм. Винный лед говоришь, надеюсь мои бояре не перепьют с радости.

А вообще достаточно прикольно получилось. Вот уж чего не ожидал. Тут хоть и были сладости, да только мало привычных. Оттого встретить мороженое вдвойне ценнее.

— Как же они до этого додумались? — приняв мои мысли в слух за вопрос слуга заговорил.

— Ещё зимой несколько купцов организовали товарищество заказав в княжеской мануфактуре холодный ящик, в котором не таял снег, его они использовали для хранения дорогих товаров. Однажды, они оставили там стакан сока на ночь, а утром обнаружили его замерзшим. Так и появился сладкий лёд. Купцы те, хвалятся тем, что продавали в Шамахе снег, лёд и свою новую придумку. Говорят, на этом они разбогатели!

— Фёдор. — из тени за княжеским троном вышел мужчина совершенно не примечательной внешности.

— Вернувшись они заказали сразу сотню холодных ящиков, после чего стали скупать лед по ледникам. Сейчас они планируют продавать свою придумку только самым богатым из бояр. Естественно, после вашего одобрения.

— Хм. Пусть продают. Однако, озаботься тем, чтобы для княжеского двора сделали пару десятков таких холодных ящиков и, скажем, пять больших.

— Как прикажите.

— Хочешь повторить их опыт?! — заговорила с своего места по праву от меня руку Фира. — Разве для этого не понадобится лед или снег?! Планируешь так же скупать по ледникам?

— Зачем? — делано удивился я. — Есть способ гораздо проще. Благо порох мы уже изобрели, значит все для хорошего хладагента у нас имеется.

–…

–…

— Порой дорогой супруг, ты говоришь словно заклинания читаешь. — покачала головой царица, выражая тем самым всеобщее удивление. — И знаешь столько, что мне порой, кажется, что от мага тебя отличает лишь отсутствие внешних атрибутов.

— Это наука. — вздохнул уже не притворно. — Кто-то когда-то сказал или скажет, что от магии она отличается лишь тем, что мы знаем, как оно работает. К сожалению, есть не так уж и много того, что мне по-настоящему известно. Порох, фарфор, стекло, пару лекарств, да вот охлаждающая жидкость для холодильников как оказалось.

— На мой взгляд, уже достаточно для величия. — улыбнулась Фира, получая поддержку кивками от остальной семьи. Да и прочая свита, что обедала за боковыми столами явно была с ней согласна.

— Может и так. — не стал спорить с ней. — Осталось реализовать мои знания.

Позже, тем же днем с интересным предложением ко мне подошла Фира.

— Дай я уточню для понимания. Ты хочешь отправится в только что завоеванный Крым, чтобы очаровать местных?! Я правильно понял?!

— Только верхушки. — невозмутимо кивнула женщина. — Тратить время на прочих не имеет смысла.

— Это… опасно. — осторожно заметил я, все ещё не зная как к этому относиться. С одной стороны, подобная затея может принести много выгоды, с другой рисковать женой мне не сильно хотелось. — На полуострове всё ещё могут оставаться силы Беккета.

— Я не отправлюсь одна. — покачала головой женщина, пряча улыбку в уголках губ. — Со мной будут мои гвардейцы, да и ты, как мне кажется, не отпустишь меня без защиты. К тому же, ты сам видел, Беккет мертв, силы ханства разбиты, все крепости захвачены. Не откуда им взять крупные силы, а от пары десятков отбиться мы сможем.

— Но…

— И три тысячи моих воинов уже должны были переправится на полуостров, где меня и встретят. — припечатала меня цифрой женщина. На это мне нечего было сказать, в только что завоёванном ханство, в принципе не было силы, что смогло бы угрожать такой армии.

— Мне это всё равно не нравится. — признавая свой поражение угрюмо буркнул я. — Но, судя по всему, мне тебя не переубедить.

— Действительно. — усмехнулась царица, после чего её лицо смягчилась и она, поцеловав меня, прижалась всем телом. — Но меня радует твоя забота. Думаю, у нас ещё есть время попрощаться.