Ужаснись Нашего Гнева. Главы 79-80.epub
Ужаснись Нашего Гнева. Главы 79-80.fb2
Ужаснись Нашего Гнева. Главы 79-80.mobi
Штормовой народ XI
Начало 155 года после Завоевания
День выдался обманчиво ясным — лёгкий ветерок, ни облачка. И всё же его омрачал гнев: они наткнулись на очередное скопление сожжённых ферм, где простолюдинов, как и многих других, ограбили и избили, если не убили или хуже. Лорд Баратеон в сопровождении лордов Дондарриона и Селми молча вглядывался в открытые луга, пока лорды Витч и Висп выдвигались со своими людьми проверить деревню, а лорды Виндхилл, Гейлвуд и Грейкерн охватывали фланги с севера и юга — на случай новой засады.
— Я потерял здесь столько людей, что трудно сосчитать, — вздохнул лорд Дондаррион. — Простолюдины ещё годами будут находить пропавшие деревни, возможно, даже десятилетиями. Понадобится не меньше поколения, чтобы мой народ хотя бы начал оправляться от этого.
— Если нуждаетесь в еде, поговорите с лордом Витчем, — произнёс лорд Баратеон, указывая на знамя впереди. Любопытное зрелище — двое верхом на одной лошади, но всадник сзади, с тисовым луком в руках, спешился и присоединился к своим, едва оказавшись в пределах досягаемости разграбленной деревни. — Последние годы его земли производят больше продовольствия, чем за предыдущие двадцать лет. Уверен, он предложит хорошую цену.
— Значит, слухи правдивы? — спросил лорд Селми. — Лорд Витч превратил свои владения в житницу?
— Да, словно уменьшенная копия Простора, только под властью добротной штормовой крови вместо тех жеманных, богатых уб… жителей Простора. — проворчал лорд Баратеон. — Никогда не видел столько еды с таких небольших владений. Не будь возмущения соседей и прочих лордов, я бы подумал о расширении его земель — интересно посмотреть, на что он способен. Он уже многократно оправдал вложения моей матери в возвышение его отца. — Восходящая звезда, несомненно, для столь молодого дома, но лишь время покажет, продолжится ли взлёт или обратится падением из-за злого рока или неверных решений.
— Не будь мой второй сын уже женат, я бы искал помолвки с одной из его сестёр — отличный способ обеспечить новые поставки зерна, — сказал лорд Дондаррион. — Увы, придётся обсуждать это как деловую сделку, а не потенциальные семейные узы.
— А мой второй сын пока не обручён, — задумчиво произнёс лорд Селми, пока авангард продвигался вглубь деревни. — Нужно будет обсудить этот вопрос с лордом Витчем после разбивки лагеря.
Взмах знамени впереди просигналил об отсутствии опасности — достойная предосторожность после недавней неудачной засады дорнийских разбойников, едва не стоившей жизни лорду Дондарриону. Без лишних слов лорд Баратеон и его лорды-вассалы двинулись вперёд; их люди последовали за ними в сожжённую деревню. Вокруг другие лорды укрепляли территорию, устанавливая немногие оставшиеся в повозках защитные средства — в основном заострённые колья. Утром они уйдут, так что рыть траншеи не было смысла. Учитывая ландшафт, оборона всё равно оказалась бы ненадёжной.
— Лорды Висп, Витч, — окликнул лорд Баратеон, и мужчины подъехали к нему от своих людей.
— Милорд, — ответили оба, спешиваясь.
— Потери? — Такой вопрос, к сожалению, стал слишком частым в эти дни. Если бы эти дорнийские дьяволы передвигались пешком, их бы давно поймали, но поскольку они всегда верхом на этих проклятых песчаных скакунах, то постоянно опережали его и его вассалов как минимум на шаг.
— Сюда, милорд, — указал лорд Висп.
Как вскоре выяснилось, простолюдинов загнали в один из амбаров, судя по всему, главное зернохранилище деревни, частично встроенное в склон холма. Выжившие — на этот раз значительная часть деревни — буквально пали на колени, благодаря лордов за прибытие. По их словам, налётчики знали, как близко находятся преследователи — вместо того чтобы украсть, они попытались сжечь имущество вместе с амбаром, где держали людей. По милости богов, из-за ночного дождя толстая соломенная крыша оказалась слишком мокрой для огня. Большинству других построек повезло меньше — их подожгли изнутри, превратив в обугленные руины.
Лорд Дондаррион приказал простолюдинам двигаться на восток, прочь из региона, который продолжали грабить и атаковать налётчики. Мало у кого осталось что-то ценное, и лорду Баратеону было больно видеть свой народ в таком состоянии. Но что ещё можно сделать, кроме как отослать их подальше от опасной зоны? Оставить здесь — значит обречь на голод или хуже: налётчики могут вернуться закончить начатое.
Пока лорды занимались своими людьми, Ройс Баратеон направился к разбиваемому главному лагерю в сопровождении стражи. Не одного штормового лорда в прошлом настиг дорнийский клинок или отравленная стрела в месте, казавшемся безопасным, — они не собирались рисковать своим сюзереном. Там, среди множества людей, разбиравших остатки домов простолюдинов на полезные части, и группы, копавшей отхожее место в стороне от колодца, стояли лорды Витч и Виндхилл. Периодически выкрикивая приказы и направляя людей, они вели серьёзную беседу, которую прервали, едва заметив его приближение.
— Милорды, — произнёс он.
— Лорд Баратеон, — ответили оба.
— Как продвигается с отхожими местами?
— Закончим в течение часа, милорд, как и с защитными сооружениями, — отчитался лорд Виндхилл. — С этими кольями никакой ночной налёт на лагерь не страшен, даже с руинами им некуда будет прорваться.
— Печально, что приходится возводить такие укрепления на своей же земле, но поймать этих дорнийских бесов — всё равно что ловить дым. Даже когда кажется, что вот-вот схватишь, он ускользает сквозь пальцы.
— Спасаем что можем из построек простолюдинов, хорошие брёвна и прочее для кольев или ремонта повозок, — сказал лорд Витч, указывая на своих людей, разбиравших почти обрушившуюся хижину. — После такого разгрома редко что остаётся, но мы находим необходимое.
— Если бы мы только успели сюда до того, как эти выблядки всё сожгли. Гоняемся за ними, как гончая за зайцем, но не можем найти, не говоря уже о честном открытом бое.
— Учитывая их историю, милорд, они наверняка постоянно следят за нами, — сказал лорд Виндхилл. — Миррийский дальнозор на такой местности определённо помогает им не подпускать нас близко. Дорогой инструмент, конечно, но эти бандиты… они кажутся слишком организованными для простого сброда.
— Кто бы ни вёл их, это умелый разбойник, явно опытный.
— Боюсь, что дело может оказаться куда хуже, милорд, — сказал лорд Витч. — Возможно, их ведёт не просто разбойник.
— Что вы имеете в виду?
— Миррийскик дальнозор… хоть это и не невозможно, но он, скорее всего находился бы у человека с политическим весом или значительным влиянием. Они дорогие, и хотя короли разбойников могут себе такое позволить, риск повреждения так далеко от их границ слишком велик. Только кто-то с достаточным престижем, влиятельной семьёй или большим состоянием мог бы использовать её так далеко от дорнийской земли.
— Разумное предположение, лорд Витч, — поддержал Виндхилл. — Однако если это действительно так, то мы имеем дело не с необычайно хитрой бандитской шайкой.
— Возможно, это налётчики на содержании знати, может, даже под предводительством дорнийских лордов или их родни, — закончил лорд Баратеон.
Он рассматривал такую возможность и отверг её, но после столь долгого отсутствия прогресса любой вариант стоило обдумать. Если он не может защитить своих лордов от дорнийских бандитов так глубоко в Штормовых землях, некоторые могут усомниться в его способности защищать их вообще.
— Если дело обстоит так, нам придётся изменить тактику, — произнёс лорд Каспер, задумчиво хмурясь. — Они ожидают, что мы будем преследовать их крупным отрядом, но с таким обозом мы не сможем поддерживать нужную скорость. Стоит нам отделиться от линий снабжения, как они сожгут всё дотла, оставив нас слишком далеко от ближайшего колодца или ручья.
Дорнийские земли и впрямь были необъятны, пожалуй, самые безлюдные просторы. Здесь остаться без воды означало верную смерть, как и в самих пустынях.
— Что предлагаете, милорды? — спросил лорд Баратеон. — На данном этапе я открыт любым свежим идеям. Привычная тактика не работает, но мы пока не можем призвать на помощь все силы Штормовых земель.
— Предлагаю разделиться, или создать видимость этого, — ответил молодой лорд. — Одна-две группы, возможно, я и кто-то ещё, отделяются, всячески это демонстрируя. Любой дорнийский налётчик изойдёт слюной при виде штормовых лордов, отрезанных от основных сил. Однако, поддерживая этот фасад, мы подготовим ловушку, которую можно будет захлопнуть в любой момент, требуя не более часа на подготовку, чтобы избежать подозрений.
— Ловушку? — кивнул лорд Виндхилл с лёгкой усмешкой. — Штормовые лорды не славятся коварством, но, возможно, чтобы победить врага, нужно мыслить, как враг. Меньше всего они ожидают подобного от нас, учитывая наши действия в последние луны. Могут даже решить, что наши отряды разделились из-за разногласий между лордами.
— Что вы задумали? — спросил лорд Баратеон.
— Тот, кто выбирает поле боя, уже имеет преимущество над противником, вынужденным реагировать. Разведчики Дондаррионов и Селми, знающие эти земли лучше нас с вами, будут бесценны. Выбрав место нападения врага за самого врага, мы получим бо́льший контроль над тем, как пройдёт атака, и, следовательно, лишим их преимущества.
— Заманить их, позволив думать, что застали нас врасплох, тогда когда как мы готовились именно к этому. Одобряю, лорд Витч, продолжайте.
— После выбора поля боя мы должны сделать всё возможное, чтобы получить любое преимущество или, по крайней мере, лишить врага его козырей. У нас крепче кони, но их — быстрее и выносливее. У нас нет хороших конных лучников, и, хотя их стрелки вряд ли профессионалы знатного дома, они наверняка метко стреляют. Но мы знаем, что у них, вероятно, мало доспехов, учитывая их скорость, и они наверняка возят припасы с собой, находясь так далеко от дорнийских земель.
Много предположений, но учитывая долгую историю между королевствами, любой лорд штормовых земель мог их подтвердить.
— Как использовать это в свою пользу?
— Кажется, я понимаю, о чём говорит лорд Витч, — произнёс лорд Виндхилл. — Лишите их коней, и они останутся ни с чем. Дорнийские скакуны быстры и выносливы, но хрупки по сравнению с нашими дестриерами. Несколько стрел или удар мечом либо копьём — и они падут. Если же они действительно везут припасы, на что указывают все признаки, то потеря даже одного-двух коней серьёзно ограничит их способность стремительно атаковать и отступать. Если милостью богов большая часть их мехов с водой окажется на раненой или потерянной лошади, и они не успеют их забрать…
— Тогда они не смогут отдаляться от воды, что ограничит радиус их атак даже на ходу, — закончил лорд Баратеон.
Хотя некоторые могли счесть недостойным целиться в коня, а не всадника… это же дорнийцы. Ни один житель Штормовых земель или Простора не осудит такую стратегию, учитывая происходящее. Будь это настоящая война, кто-то мог бы осудить подобные методы, но это — налётчики; никакой пощады ублюдкам.
— Кроме того, захватив, покалечив или убив их коней, мы получаем шанс взять пленных. Люди часто мнят себя непоколебимыми, но существует много способов… убедить человека поделиться сведениями.
— Пытки, — сухо произнёс Виндхилл.
— Если придётся, — ответил лорд Каспер. — Учитывая, что эти люди сделали с простым народом этих земель, найдётся ли хоть один житель Штормовых земель, который откажется отплатить той же монетой?
— Воистину, милорды, не найдётся, — отозвался лорд Баратеон. — Многие даже ждут этого.
— Однако для ловушек мне понадобится как можно больше припасов из оставшихся построек деревни. Особенно железные гвозди и обломки, а также ваша походная кузница. С вашего позволения, мой верховный лорд?
— Конечно, лорд Витч. Пока действуйте по своему усмотрению, обсудим детали за ужином.
***
Большой амбар служил пиршественным залом этой ночью, и лорд Селми пребывал в необычном беспокойстве. Нервы каждого человека медленно, но верно истощались за время бесконечной погони — они постоянно обнаруживали дорнийские зверства, но никак не могли поймать скользких змей. Потери были невелики, но не было и побед, которые можно отпраздновать, достижения, которыми можно гордиться. Продлись это достаточно долго, и многие могли бы счесть предприятие безнадёжным и отправиться домой, оставив его и Дондарриона в одиночестве.
За высоким столом царило относительное веселье, хотя и сдержанное. Знание о том, что амбар, в котором они пировали, едва не сожгли вместе с деревенским людом, омрачало настроение. Тем не менее, лорд Баратеон объявил, что они попробуют нечто новое, что-то способное разорвать этот бесконечный круг провалов. Каждый лорд получил отдельное задание, часто пересекающееся с другими. Большинство лордов должны были двигаться либо на север, либо на юг, прикрывая лорда Баратеона. Лорды Витч и Виндхилл выступят отдельным отрядом далеко впереди сил Верховного лорда, чтобы отвлечь дорнийцев, надеясь втянуть их в бой с предположительно меньшими силами или хотя бы вынудить переместиться. Им в помощь выделялись его собственные разведчики, а также люди лорда Дондарриона. Рискованно доверять своих людей молодому лорду, даже под началом лорда Виндхилла.
Он сомневался, что это идея старшего лорда. Лорд Витч был восходящей звездой, всегда готовый помочь и уже доказавший свою эффективность в организации лагеря. Люди других лордов порой ворчали, как легко люди Каспера поднимаются поутру, многие свернув лагерь ещё до завтрака, получая больше времени на прочие дела. Он также отличался терпением и уже отправил достаточно зерна, чтобы прокормить значительную часть простолюдинов, которых лорд Дондаррион был вынужден отослать подальше от конфликта.
Юный лорд, только что закончивший глубокую беседу с лордом Гейлвудом — последние обрывки которой касались "закупки дополнительной сосновой смолы с ваших лесопилок" — повернулся к нему; маленький графин его "бренди" мерцал в свете факелов. Он пробовал этот напиток раньше. Напоминало бренди из Простора, но заметно крепче.
— Лорд Селми, рад встрече, — произнёс молодой лорд с коротким поклоном. — О чём вы хотели поговорить?
— О людях, которых я пошлю с вами — они знают эти земли лучше кого бы то ни было, разве что кроме людей Дондарриона, — ответил он. — Детали должны обсуждаться между сотрудничающими лордами, поэтому я должен спросить: каковы ваши намерения относительно них? Это хорошие, стойкие ребята, которых я не хотел бы подвергать опасности без крайней необходимости.
— Если вы беспокоитесь, что их используют как приманку, мой лорд, не стоит — ни у меня, ни у лорда Виндхилла нет таких намерений, — произнёс юный лорд. — Нам нужны люди, знающие местность так же хорошо, как птиц и зверей, обитающих в этих степях. Если мы хотим застать дорнийцев врасплох, то должны воспользоваться этими знаниями и заманить их в ситуацию, из которой они не смогут просто ускакать, как делали раньше. Они окажут неоценимую помощь в бою, если до него дойдёт, но не останутся одни на поле битвы, клянусь жизнью и честью.
— Хорошо-хорошо, — несколько поспешно отозвался лорд Селми, услышав весьма серьёзную клятву. — Это несколько облегчает мою ношу, что весьма кстати в здешних землях. Однако есть ещё кое-что, о чём я хотел поговорить.
— Да?
— Мой второй сын, Аддам, приближается к возрасту, когда пора искать ему пару. Хотя мой первенец Боррос уже женат и должен унаследовать титул, он пока не смог произвести на свет сына — только две дочери.
— Значит, в качестве предосторожности, на случай если ваш сын не подарит вам внука, вы хотите женить второго сына, чтобы он стал наследником, поскольку законы Марок часто лишают женщин права наследования.
— Именно так. В некоторых частях Штормовых земель не придают значения наследнику, лишь бы был законнорождённым, другие предпочитают сына дочери, или в данном случае — дядю племяннице. Аддаму скоро исполнится десять, но пора начинать подумывать о помолвке.
— Вы заинтересованы в союзе с одной из моих сестёр? Аренна только отпраздновала восьмой именной день и наверняка надерёт мне уши, когда я вернусь домой — за то, что пропустил празднование в этом году.
Они разделили смешок.
— Действительно, хотя не без причины. Для столь молодого дома ваш совершил удивительный рост за прошедшее десятилетие, особенно в последние четыре года. Военный блок Дорнийских Марок всегда был замкнутым, ведь мы — первая и последняя линия обороны против агрессии Дорна. Именно наши земли, наши простолюдины, наше благосостояние обычно первыми ощущают их гнев или страдают от их разбоя.
Лорд Витч кивнул:
— Как мы видим и сейчас. Чего вы хотите добиться этой помолвкой и последующим союзом? Тут больше, чем просто обеспечение вашей линии.
«Умный мальчик, хороший союзник в этом деле»
— Ваши земли начали производить поразительное количество продовольствия, более чем достаточно для ваших простолюдинов.
— Да, и судя по темпам расширения пахотных земель и вложений, которые мы с мейстером подсчитали, дело будет продолжать расти ещё долго. Если не случится серьёзных неприятностей вроде природных бедствий или войны, мы, вероятно, начнём экспортировать продовольствие в западную часть Штормовых земель в течение двух лет, а в остальные — в течение десятилетия.
— Я хотел бы видеть большую часть вашего экспорта в своих землях, чтобы облегчить напряжение, вызванное этими налётчиками, как сейчас, так и после того, как с ними будет покончено. Наши земли, хоть и достаточно плодородны, часто непригодны для земледелия. Борьба с неустанно растущими травами и частыми засухами превратила выращивание урожая в долгую битву так далеко от дождливых восточных земель.
— Да, я уже понял, — сказал лорд Витч. — Однако они идеально подходят для выпаса больших стад овец и скота. Я планировал увеличить площадь пастбищ в своих землях, но меня сдерживает как потребность в большем количестве пахотных земель, так и нежелание лишать землю потенциала для будущего развития. В ваших землях и Марках в целом такие обширные травяные просторы, что подобная проблема была бы минимальной.
— Воистину. Что скажете на моё предложение?
— Хорошее предложение, я не вижу в нём изъянов, кроме того, что сейчас мы заняты куда более важным делом, — ответил юноша. — Я очень хотел бы продолжить этот разговор после того, как мы разгромим этих налётчиков, мой лорд. Я давно благодарен щиту, который Дорнийские Марки обеспечивают моим землям, и был бы рад породниться с одним из их домов. Я опасался, что придётся искать сёстрам пару за пределами Штормовых земель, но сын столь прославленного дома, как Селми? Это куда больше, чем я мог ожидать в столь ранний срок.
— Тогда поговорим снова после того, как воплотим план разгрома этих ублюдков, — ответил лорд Селми. — Удачи вам.
— До встречи, и вам тоже удачи, — ответил тот.