Ужаснись нашего Гнева. Главы 65-66

Следующий фрагмент

Предыдущий фрагмент

Оглавление

Ужаснись нашего Гнева. Главы 65-66

Ужаснись нашего Гнева. Главы 65-66.zip [файл отсутствует]

Ужаснись нашего Гнева. Главы 65-66.epub

Жанис Витч

Её обязанностей стало намного меньше по сравнению с временами, когда ее муж был лордом. Но работы хватало даже сейчас. Штат прислуги постоянно менялся: кто-то заболевал, кто-то беременел, некоторые даже получали травмы, а другие умирали — в эти спокойные дни, обычно от старости. Большинство давно покинуло этот мир, да упокоит Семеро их души. Поэтому вести точный учет слуг и их обязанностей приходилось только для больных или ожидающих ребенка. Серьезные увечья, из-за которых люди не могли работать, случались редко — сын позаботился, чтобы травмированные слуги могли выполнять другие задачи, давая отдых пострадавшей ноге, руке и т. д.

Еще одна часть ее обязанностей касалась самого Штормхолла — Жанис следила, чтобы ремонт и достройки завершались в срок и с максимально возможным качеством. Сейчас шла работа над дополнительными гостевыми покоями, а существующие комнаты обновляли для приема знатных и важных гостей. Большую часть кухонь перенесли в новое просторное помещение. Главный зал вряд ли когда-нибудь расширится снова, но дополнительные печи, очаги для готовки и кладовые определенно помогут прокормить большее количество гостей. К сожалению, ледник нельзя было расширить на нынешнем месте из-за толстых стен и глубины его залегания в недрах замка, но туда все равно вмещалось немало припасов.

Хотя официально это в какой-то мере входило в обязанности мейстера, Жанис тоже активно занималась финансами поместья и земель, особенно учетом и налогами, как собираемыми, так и уплачиваемыми. Один из ее главных вкладов, слегка доработанный сыном — новый метод ведения учета, что для довольно молодого дома Штормовых Земель было большой удачей, ведь документов у них было не так много, как у других. Сын назвал ее изобретение «двойной записью», и это определенно звучало лучше, чем «двойные налоговые ведомости», как предложил кто-то из родни. Хотя после того, как сын стал лордом, особых излишеств в тратах не наблюдалось, Жанис всё равно обнаружила достаточно «ошибок», чтобы изгнать не одного сборщика налогов или «убедить» их вернуть украденное с процентами. Тех, кто остался после уплаты таких штрафов, теперь тщательно проверяли, поскольку их «ошибки» были не столь существенны и легче поддавались прощению, чем проступки изгнанных.

Кроме того, в отличие от многих других домов, сын поручил Жанис управлять псарнями, а именно — следить за продажей и перевозкой сторожевых собак, выращенных и обученных псарем Станнисом. Хотя некоторые леди сочли бы такое занятие недостойным, Жанис обеспечивала немалый доход от продажи собак зажиточным простолюдинам и купцам, проезжающим через Лоухилл, а также родственникам в глубине Штормовых земель.

Кстати о родственниках — пока сын с королевским гостем объезжал новые поля далеко на востоке, в Лоухилл прибыли кое-кто из ее родни-торговцев. Пригласив их в личный кабинет, который сын выделил специально для ее собственных нужд, Жанис велела служанке налить им немного персикового бренди; если память не изменяет, его делали из фруктов, привезенных саженцами с Простора вместе с крестьянами-переселенцами.

Ее старшие братья и сестры весьма преуспели еще до того, как Жанис стала леди, и это бросалось в глаза. Сейчас перед ней сидели несколько племянников, каждый из которых представлял разные ветви их разрастающейся семьи торговцев. Будь они браавосийцами, возомжно, со временем стали бы влиятельными игроками в политике тех земель.

— Тетушка, — сказал старший из племянников, вежливо кивнув. — Благодарим, что приняли нас. Мы давно собирались обсудить с вами кое-какие дела, но после смерти Мордена некоторые наши партнеры хотели подождать стабилизации обстановки, прежде чем выступать с предложениями.

— Разумное решение, хоть и несколько невежливое с их стороны. Но вы тут ни при чем, — ответила она, прекрасно понимая: не заручись они поддержкой, одно неудачное вложение — и можно потерять всё. Хотя большинство торговых семей, сотрудничающих с ее родней, действовали осмотрительно и шли на риск только при крайней необходимости, любой дом, замеченный в поспешных действиях без оглядки на последствия, прослыл бы в глазах других глупым и даже безрассудным. А значит — мог лишиться и союзников, и влияния из-за нехватки поддержки. Пусть торговцы Вестероса не ворочали такими капиталами и не блистали престижем, как их коллеги в Эссосе, особенно в Браавосе, но и у них случались свои теневые сделки и политические игры. — Так что привело вас сюда?

— Многие наши родственники осели на этих землях, поскольку торгуют продовольствием, шерстяной одеждой и разными товарами, которые владения вашего сына начали производить в больших количествах, — ответил главный из гостей. Пусть они и приходились Касперу кузенами, называть его «вашим сыном», а не «нашим кузеном» считалось еще одним способом отделить знатную родню от торговой. — Для них это надежные рынки сбыта: на еду всегда есть спрос, да и с клиентами для прочих товаров перебоев не случалось. Но мы, присутствующие здесь, повидали большой мир, как в свое время и вы. И хотим расширить дело в других местах.

— Хотите основать компанию?

— Верно, — сказал другой племянник, достав из рюкзака лист пергамента и протянув его Жанис. — После того, как вы стали леди, многие наши родственники обрели куда больше свободы, чем некоторые конкуренты-торговцы. Мы, конечно, никогда не стали бы именовать себя аристократами, но ваше возвышение в леди и стремительное превращение нашего кузена в одного из самых процветающих и уважаемых лордов этой части Штормовых земель открыли перед нами возможности, прежде недоступные или труднодостижимые. Многие наши партнеры, и неважно, родня это по браку или просто давние надежные компаньоны, обратили на это внимание. Они уверены, что вкладываться в наше дело выгодно и надежно — если, конечно, вы не против.

Жанис принялась изучать документ. Познания в экономике всплыли в памяти, будто старый друг вернулся после долгого путешествия. Да, основать такую компанию стоит: это не только откроет новые рынки для товаров и услуг из владений сына, но и послужит распространению славы дома Витчей. А с этим придет престиж, которого не добиться одной лишь доблестью в бою. Ее сын, благослови его Семеро, похоже, унаследовал и воинский талант Мордена, и ее собственную способность к исчислениям. Но в последнем она еще многому могла его научить, если не в самом счёте, то хотя бы тонкостям торговли с другими государствами. Пока что львиная доля его экспорта приходилась на земли соседних лордов Штормовых земель, но с появлением компании торговлю можно будет легко расширить на другие королевства, а то и дальше.

— Выглядит многообещающе, но некоторых товаров пока не хватает, чтобы наладить экспорт в достаточных для большой прибыли количествах, — сказала Жанис. — Бренди и другие крепкие напитки ещё не произведены в нужном объеме и не выдержаны как следует. Каспер говорит, что ни один «приличный» виски нельзя экспортировать, пока он не провел в бочке минимум три года. Что до прочих товаров — янтаря из Древограда пока добывают сравнительно мало, в основном для местных нужд. А выращивание большего разнообразия пряностей и целебных трав только началось.

— Мы готовы подождать с экзотикой, — сказал первый племянник. — Пока наша основная цель — закрепиться на рынках Простора и Королевских земель. Из Простора будем закупать фрукты, везти их в Лоухилл, а потом продавать обратно в виде спиртного, которое дистиллирует лорд Витч. Еще у нас есть неплохие рынки сбыта в Королевской Гавани: туда можно наладить поставки продовольствия, местных трав и специй. Но нужно больше телег — судя по всему, товар будет разлетаться быстрее, чем мы сможем его подвозить в нынешнем темпе.

— Мой сын уже поручил тележных дел мастерам в Древограде и Витчмилле делать телеги в максимальном количестве. Договоритесь с ними насчет дополнительных повозок.

— Мы бы еще хотели попробовать торговать с Дорном, но дорога через Костяной Путь слишком опасна и для людей, и для животных. От жары многие товары могут испортиться. А даже если не брать в расчет разбойников — палящее солнце и само по себе способно убить. Но пусть даже мы преодолеем все трудности, закупим в Дорне товар, доставим его для обработки… Обратно нам везти продукцию Витчей только в Дощатый Город или Солнечное Копье. А у нас нет кораблей для таких предприятий.

— Да, ког или торговое судно стоят недешево, особенно если учесть расходы на наем и содержание команды и капитана. Сын упоминал о возможностях морской торговли, но поскольку мы находимся далеко хоть от какого-нибудь порта, то не придавали этому серьезного значения. А даже задумайся мы о таком — Каспер больше интересуется торговлей с Тарсом и еще парой мест.

— Неужели он не понимает, какую прибыль сулит поставка наших товаров на рынки, где они почти недоступны, да еще по ценам, которые мы можем предложить? — спросил один из младших племянников.

— Понимает, — ответила Жанис. — Но тут все упирается в объемы производства. Он считает, и я с этим полностью согласна, что наших эксклюзивных товаров мы пока производим недостаточно, чтобы оправдать торговлю с такими дальними краями. Ведь придется раскошелиться на содержание кораблей, да и риск потерь из-за штормов или пиратов велик. Сейчас нам хватает товара для торговли в пределах Штормовых земель и, возможно, ближайших соседних королевств, но не более того. Мы еще не вышли на пик производства. Слишком много неучтенных факторов, чтобы замахиваться на такой масштаб. А наш дом поднялся до нынешних высот не за счет ненужного риска.

— И все же… он поддержит создание нашей торговой компании?

— Вполне возможно, но мне нужно обсудить с ним детали. Пока нам лучше всего сосредоточиться на ближайших торговых центрах за пределами владений Витчей, — Жанис указала на висящую позади нее карту. — Если не по морю, так по суше. Так мы накопим капитал, который можно будет вложить в собственные торговые корабли. Нужно осваивать города близ Медных Врат, сам Штормовой Предел, Тамблтон, Королевскую Гавань. Возможно, даже городки в землях Белоголовых и Хайгарден — если наши караваны смогут добираться так далеко и получать прибыль. Действовать надо неспешно, но неуклонно. Закрепляться на рынках, завоевывать репутацию поставщиков качественного и надежного товара.

— Это как? — спросил кто-то из племянников.

— Например, Каспер обещал лично выпороть любого, кто вздумает разбавлять спиртное водой, — хмыкнула Жанис. — Себестоимость производства напитков весьма умеренная, благо, урожаи у нас обильные. А норма прибыли высока и будет расти с каждой милей, что товар проделает от места производства. Незачем будет жульничать, пытаясь за счет разбавления раздуть объемы и сорвать больше денег. Каспер заверил, что в этом не будет нужды. В Просторе уже есть свой алкогольный напиток, но такого, как у нас, не делает никто. А в Королевской Гавани и даже в Штормовом Пределе о виски, скорее всего, и не слышали.

Племянники кивнули. Быть единственным поставщиком эксклюзивной продукции — не что-то из ряда вон выходящее, но чрезвычайно выгодное дело. Однако до конечной цели, — расширить торговую компанию и обзавестись собственными кораблями, — путь предстоял долгий, возможно, не один год. И даже тогда успех торговли не гарантирован: законов, регулирующих её, почти нет, если не считать очевидных пошлин, налогов и тарифов. А значит, даже процветающая торговая сеть уязвима перед многими напастями — штормами, эпидемиями, войнами и так далее. Сын твердо стоял на том, чтобы не рисковать понапрасну, особенно при освоении новых рынков. «Качество важнее количества, даже если порой количество — тоже своего рода качество» — говаривал он.

Следующий фрагмент

Предыдущий фрагмент

Оглавление