Ужаснись нашего Гнева. Главы 57-58

Следующий фрагмент

Предыдущий фрагмент

Оглавление

Ужаснись нашего Гнева. Главы 57-58

Ужаснись нашего Гнева. Главы 57-58.zip

Ужаснись нашего Гнева. Главы 57-58.epub

Бейлор

Середина 154 года от Э.З.

Весь остаток дня дожди безвредно хлестали стены Штормхолла. Чтобы утолить любопытство, Бейлору только и оставалось, что смотреть, как лорд Витч управляется со своими владениями. С одобрения лорда Баратеона он засел в соляре Каспера — то наблюдал за его трудами, то обсуждал, чем именно тот занимается. Большую часть времени хозяин посвятил подготовке к строительству дамбы. Бесполезную долину между землями Витчей и угодьями деда его будущей невесты предстояло превратить в озеро, где разведут рыбу, а берега засадят влаголюбивыми растениями вроде ивы, камыша и кувшинок. Количество материалов, число задействованных работников, грядущие смотрины лорда Витча и Милены Виндхилл на месте проекта — всё расписывали на пергаменте и планировали с таким тщанием, что скрупулёзность граничила с абсурдом.

— Зачем устраивать смотрины на стройплощадке, лорд Витч? — полюбопытствовал Бейлор. — Разве не лучше вам с леди Миленой уединиться в более романтичном месте?

— Возможно, но вообще-то идея принадлежала ей, — откликнулся Каспер. — Милена интересуется ходом и процессом работ, ведь озеро станет существенным источником еды для наших подданных. Учитывая скорый приток богатства как в Виндхилл, так и в мои земли, у нас появится возможность построить там… убежище, куда можно будет удалиться на отдых в минуты затишья. Милена писала, что никогда и не мечтала о подобной роскоши. Виндхиллы — гордый род с богатой историей, мой принц, но они никогда не могли позволить себе такую причуду.

— Тогда, лорд Витч, получается, это скорее деловая поездка, чем романтическое свидание?

— И да, и нет. И, прошу, когда мы наедине, зовите меня просто Каспер. Пусть это не совсем то, что большинство представляет идеальным свиданием для юных лорда и леди, зато пойдёт на пользу обоим нашим домам и принесёт немалый престиж. Раз Милена вкладывается в этот проект, значит верит в его перспективность — чувство, которое, увы, пока не разделяют некоторые соседние лорды. К тому же мы ведь ни разу ранее не встречались. По-моему, узнавать друг друга за совместным делом — хороший способ выявить сильные и слабые стороны жениха и невесты и понять, как помочь друг другу слабости преодолеть.

Бейлор невольно задумался о собственной помолвке. Отец пока ничего ему не говорил, как и вся остальная семья, хотя Дейрона сватали уже почти два года. Бейлор не помнил, на ком дядя собирался женить кузена, вроде бы речь шла о том, чтобы «найти невесту вне нашего дома для укрепления связей с Семью Королевствами», но для него самого и сестёр ничего подобного не предпринималось. Разумеется, они пока слишком юны, и Бейлор находил удручающей саму мысль об устройстве помолвки в столь нежном возрасте. Пусть сестрички остаются детьми, пока могут, прежде чем Семеро так или иначе востребуют их невинность.

Что до проекта дамбы, то Бейлора увлекла сама идея изменения ландшафта под нужды людей. Прямо как в легендах о расколе Дорнийской земли или создании Перешейка в стародавние времена, пусть и суть происходящего совсем иная. Да, подобные масштабные проекты отдалённо напоминали ему великие чудеса, сотворённые по воле Семерых.

— Дай людям достаточно времени, материалов и денег — и они перекроят мир, — заметил лорд Витч. — Нужен лишь огромный срок, и горы сотрут в пыль или выдолбят насквозь, бухты перекроют и осушат, реки перенаправят, а рукотворные каналы протянутся вглубь суши им на замену. С течением времени даже в Дорн можно подвести столько воды, что добрая часть побережья покроется пышной зеленью.

— А как именно осушить бухту? И как напоить водой дорнийские берега?

— Обнести бухту по периметру, сгружая крупные камни со специальных судов, которые смогут соскальзывать вниз по склонам. Медленно, но верно, сплошные стены отсекут приток моря. Дальше останется лишь постепенно откачивать воду естественным путём или через трубы. Даже если дно окажется ниже уровня моря, в одночасье обретёшь много-много миль бывшего морского дна в качестве суши. Как ею распорядиться — другой вопрос, но допустим, там по большей части ил, грязь и всякий мусор. Тогда эти земли можно превратить в обширные плодородные поля для земледелия.

— Увлекательно! А какова конечная цель вашего будущего озера?

— Сделать своего рода курорт, мой принц. Место, куда моя семья могла бы приезжать отдыхать на берегу. Опять же, по завершении зарыбления водоём обеспечит рыбой близлежащие поселения, причём глубоко в глуши, где подобная еда обходится слишком дорого из-за расходов на перевозку, или вовсе невозможна. Если на прибрежных землях обустроить пастбища или пашни, озеро послужит для водопоя скота или наполнения оросительных канав.

Бейлора впечатлило, сколько всего требуется предусмотреть, чтобы обеспечить рабочую силу для такой задачи. Тысячи работников со владений Витчей и Виндхиллов сойдутся на стройке, и нужно быть готовым к наплыву пришлых бедняков в поисках сезонного заработка. Организовать питание для такой орды, снабдить кровом, оградить от разбойников и друг от друга, наладить бесперебойные поставки стройматериалов, чтобы занять людей делом… И лорд Витч ко всему этому подходил с неожиданно радужным настроем.

— Задача кажется непосильной, — покачал головой Бейелор.

— Возможно, но нам ведь не нужна дамба высотой в сотни футов, мой принц. Даже двадцатифутовая стена создаст озеро в сотни акров, а мы собираемся строить почти втрое выше. Учитывая контуры рельефа, береговая линия для посадок растений наверняка получится изрядной. Рыбе, конечно, понадобится около десяти лет на заселение озера, но и в этот период водоём не будет пустовать. По крайней мере, суровыми зимами мы сможем заготавливать там лёд для своих ледников.

— Столько применений всего лишь для одного сооружения — неудивительно, что вы составляете такую уйму планов.

— Мудрецы говорят: «Не планируешь — планируешь провал», мой принц. Невозможно предусмотреть всё, но если запастись несгибаемой волей и хорошенько обдумать, к чему готовиться, можно достичь чего угодно.

— С ваших слов кажется, будто всё проще простого…

Лорд Витч усмехнулся:

— Если бы! Но величайшие свершения в жизни как раз и требуют высокой платы. Мой дед погиб, чтобы отец смог стать лордом, а его семья — подняться над безликой массой простолюдинов. Дом Витчей возвысился благодаря жертве, мой принц, и мы никогда этого не забудем. Но помимо жертвенности именно усердный труд и верное руководство привели мою семью к процветанию — сначала при отце с матерью, а теперь и под моей рукой.

После этого разговора Бейлор ещё долго молча сидел, наблюдая, с какой лёгкостью лорд Витч, — с виду, — систематизирует свои записи по другим вопросам. Небывало обильный урожай, организация забоя скота специально на мясо, прокладка дорог в своих владениях и на землях партнёров по договорам… Каспер вроде бы брался за всё сразу, но не спешил без нужды, уделяя каждой задаче ровно столько времени, сколько требовалось.

Испытав на себе прелести тракта Витчей и поразившись не только добротности дороги, но и возросшей скорости путешествия, а также скоплению оживлённо снующих торговцев и простолюдинов, Бейлор всерьёз задумался, не уговорить ли дядю проложить нечто подобное по всей длине Королевского тракта. Отец бы тоже наверняка одобрил, но он так редко покидал Красный Замок, что вряд ли сумел бы в полной мере оценить всю эффективность задумки в отличие от прочих.

За ужином подали кукурузу на гриле и свежий хлеб с запечённой внутри начинкой из мяса, овощей, сыра и специй, щедро политый восхитительным сливочным соусом. Принц даже на миг испугался, что готов просто пить его, до того понравился вкус. После трапезы ему представили леди Витч и двух младших сестёр лорда. Если леди-мать от усердных попыток блюсти этикет и учтивость стала сама не своя, напомнив Бейлору чем-то двор Красного Замка, то юные леди Аренна и Шира держались вежливо, но заметно скучали.

Шира особенно рьяно требовала, чтобы брат в тот же вечер рассказал им «историю на ночь», уверяя, что тот сочинил новую сказку. На вопрос Бейлора, Аренна пояснила, что Каспер часто рассказывает им на ночь сказки, особенно если девочки вели себя примерно. Принц вспомнил, что в детстве некоторые служанки и рыцари проделывали с ним то же самое, пока он не повзрослел настолько, что счёл себя выросшим из подобных историй. Впрочем, раз уж Аренна пригласила послушать новую сказку не только его, но и младших пажей, Бейлор решил, что хуже не будет. Только королевский гвардеец находил затею нелепой, ворча, что это «недостойно лорда», но и он оставшийся вечер помалкивал.

В комнате, где собралась детвора, стояло большое кресло для лорда Витча, а по полу были разбросаны подушки и одеяла, чтобы ребятня могла усесться. Сверяясь со стопкой пергаментов, Каспер поведал им незнакомую Бейлору историю «Маковки» — незатейливую сказку о полевой мышке, которая преодолела свои страхи и восстала против тирании совы, правившей землями её семейства. Хоть принц и понимал, что животные не способны вести себя подобно Маковке, идея победить умом и хитростью куда более крупного и сильного врага выглядела весьма вдохновляюще.

***

Следующий день выдался ясным: солнце взошло в безоблачном небе, а на смену тучам пришёл стойкий восточный ветер. На завтрак подали фруктовые блинчики с маслом или вареньем, а также порции маленьких сосисок, ломтики поджаренного хлеба, намазанные маслом, и свежие фрукты последнего урожая. Лорд Витч упомянул, что для блинчиков можно делать ещё одну начинку из сока определённых деревьев, но только зимой. Да и деревьев таких, в его землях нет.

Ранним утром лорд Витч тренировался во дворе вместе со многими своими людьми под присмотром сурового мастера над оружием по имени Роланд. Бейлор решил понаблюдать за тренировкой, чтобы узнать, благоволит ли и Воин к молодому лорду. Принц никогда раньше не видел, как орудуют цепом, особенно таким огромным, какой использовал лорд Витч; им он крушил соломенные и деревянные чучела в щепки.

После продолжительной тренировки и короткого перерыва, во время которого подали разбавленный фруктовый сок, «лимонад», как назвала напиток леди Витч, Каспер взялся за лук из добротного тиса штормовых земель. Но едва к брату с собственными маленькими луками присоединились сестрёнки, Бейлор не удержался от замечания:

— Лорд Витч, — окликнул он, дождавшись, пока лорд отправит в цель очередную стрелу. Не в яблочко, но достаточно близко. Перебивать прицеливающегося стрелка было бы невежливо.

Передав лук одному из слуг и велев сестрёнкам продолжать тренировку под зорким оком сира Роланда, Каспер приблизился.

— Да, принц Бейлор?

— Почему вы позволяете сёстрам упражняться в ратном деле? Разве это не мужское ремесло?

На миг лицо Каспера исказилось болезненным разочарованием, но не успел Бейлор расшифровать эту эмоцию, как выражение лорда сменилось более нейтральным, задумчивым.

— Для людей предвзятых или несведущих может показаться именно так, хотя в этом нет ничего дурного. Скажите, в «Семиконечной звезде», Воина всегда описывают как мужчину?

— Да.

— А Кузнеца?

— Да.

— Неведомого?

— Да, пожалуй.

— А Матерь, Дева и Старица — женщины?

— Несомненно. Странно было бы, будь мужчина матерью или умудрённой годами старухой.

Быть девой — не совсем то же самое в отношении мужчин, ведь Бейлор и сам пока хранил невинность и пролистывал… «жаркие» места единственной любимой части «Семиконечной звезды». В любом случае, это другое.

— Что ж, «Семиконечная звезда» — это религиозный текст, важный для наставления души на путь истинный и обуздания низменных порывов ради праведной жизни. Но не стоит выбирать из писания только то, во что хочется верить, ибо столь зыбкий фундамент неустойчив, как зыбучие пески под натиском жизненных волн. Нужно различать, что написано богами, а что — людьми.

— Я… не совсем понимаю.

Задумчивое выражение на лице Каспера сменилось решительным спокойствием, словно мейстер на уроке собрался поведать сокровенную мудрость.

— Кто чаще ошибается, принц? Боги или люди?

— Люди, разумеется. Мы несовершенны.

— Значит, вполне вероятно, что изначальное божественное послание, от любого бога, было чистым и неискажённым, но человеку свойственно меняться самому и менять окружающий мир под себя. Хотя Старым Богам Севера поклонялись бесчисленные тысячелетия, их имена, как и имена некоторых последователей, забылись. Несмотря на столь же долгое почитание, Утонувший Бог железнорождённых тоже стал безымянным. Даже Великий Иной лишён истинного имени, утраченного в глубокой древности ненавидевшими его людьми. Во многих землях, например в Эссосе, богам поклоняются не по именам, а по прозваниям. Семеро, в каком-то смысле, разделили ту же участь.

— Что вы имеете в виду?

Мир очень стар, о жизни до Первых Людей известно крайне мало. Наверняка люди населяли Эссос задолго до того, но кем они были, чем занимались — всё это кануло в глубокой дымке времён.

— Отец — это титул, а не имя. Каспер, Бейлор, Криган, Тайвин — вот имена. Будь то Отец или Мать, Дева или Старица, Воин, Кузнец или Неведомый — всё это лишь эпитеты, раскрывающие суть тех, кому мы поклоняемся. Несовершенному человеку свойственно забывать, запоминать превратно и опираться на домыслы за неимением непреложных истин, чтобы ухватиться за них или удержать в памяти. Люди по природе своей склонны лгать — либо вводя в заблуждение других, либо самих себя, чураясь правды, с которой не желают смириться. Даже почитая богов, мы рано или поздно обречены предать их забвению по той или иной причине или хотя бы исказить изначальный смысл и предназначение их посланий. — Каспер указал на сестёр, не прерывавших тренировку. — Согласно большинству септонов, «Семиконечная звезда» возбраняет моим сёстрам упражняться в стрельбе из лука, и, если судить по тексту книги — справедливо возбраняет. Но сам Воин ни о чём подобном не говорит. Воин дарует помощь всем, кто берётся за оружие по той или иной причине, так с чего бы ему отказывать в поддержке женщинам или детям, что учатся защищаться? Отец проповедует справедливость, но какая же справедливость в том, чтобы намеренно лишать близких способности постоять за себя в минуту смертельной опасности?

— Я… Не знаю, книга однозначно говорит об этом.

— Книга, написанная людьми. Людьми, которые способны забывать, ошибочно запоминать, злонамеренно добавлять новые отрывки или стирать старые, искажать записанное в угоду своим целям. Человек может заявить, что станет сражаться лишь ради искоренения зла, и при этом использовать это заявление, чтобы объявить всех, кто не следует его путём, исчадиями зла, а значит, достойными уничтожения. Думаю, такое уже встречалось в истории, не так ли?

Образ дальнего родственника почти мгновенно всплыл в сознании Бейлора. Его двоюродного деда Эйгона посвятили в рыцари, обязали защищать невинных и блюсти рыцарские добродетели перед ликом Семерых, но он пленил бабушку Бейлора, Рейнис, коварными россказнями и скормил её живьём своему дракону. Отец никогда не говорил об этом, но при любом упоминании драконов в его глазах появлялся… недобрый, при этом какой-то тусклый, словно скорбный огонёк. Как мог двоюродный дед поступить так, даже несмотря на их противостояние за Железный Трон? Сотворить подобное с собственной роднёй?

— Да, многие, — наконец выдавил Бейлор. — Слишком многие используют святое писание в корыстных интересах.

— Из этого следует, что тот, кто изначально написал книгу о Семерых, был максимально близок к истинным заповедям, если предположить, что книга появилась вскоре после того, как боги явили себя людям. Вполне возможно, Семерым поклонялись в том или ином виде задолго до того, как их учение впервые занесли на пергамент.

— Тогда следующие поколения в силу невежества, намеренного обмана или просто нехватки знаний стали толковать эти слова или воплощать их в жизнь так, как никогда не подразумевалось, — подхватил Бейлор. — Вершить правосудие — значит поступать праведно согласно законам богов, не обязательно законам людей, ибо несправедливые люди принимают несправедливые законы.

— Поститься — не морить себя голодом, а, возможно, воздерживаться от излишков, которые вполне могут навредить телу. В то же время совсем без еды, питающей плоть, нельзя сосредоточиться на взращивании души, — добавил Каспер.

— Защищать невинных — оберегать их от любого вреда, внутреннего ли, внешнего ли, во всякое время, вне зависимости от положения. И неукоснительно следовать этому особенно во время войны, а не оправдывать насилие, смиряясь с ним как с неизбежным и терпимым.

Лорд Витч кивнул:

— Ремесло — облегчать труд и жизнь других людей, а не возвеличивать себя пышными монументами, бесполезными для прочих.

— Полагаю, я начинаю улавливать вашу мысль, лорд Ви… То есть Каспер. Неудивительно, что милость Семерых снизошла на ваши земли. Всё благодаря более глубокому пониманию природы и посланий богов.

— В самом деле, мой принц. Поскольку никому из нас не достичь совершенства, ибо это невозможно, я считаю, что мы всё равно обязаны к нему стремиться. Ведь лишь так мы обретём безупречность. Всякий дворянин раздираем меж множества долгов, и чем могущественнее и знатнее лорд или леди, тем сильнее это раздробление. Нельзя сосредоточиться только на благочестии, забыв о воинском искусстве, как нельзя всецело отдаться трудам на благо земель, позабыв о семье. В погоне за совершенством нужно найти идеальный баланс между всем, что есть в жизни, добрым и дурным. Пренебрежение одним, увы, означает в какой-то мере пренебрежение всем остальным.

Бейлор умолк, прозвучавшие слова.

Рассуждения Каспера, пусть и еретические по меркам септонов из Королевской Гавани, в данном контексте таковыми не казались. Почитать Семерых — значит вникнуть в их учение и пытаться изо всех сил следовать ему в жизни. Люди, ставшие септонами, цитировали «Семиконечную звезду», но сколько септонов в богатых кварталах столицы Бейлор видел разодетыми в пуха и меха, в то время как нищие массы ходили в отрепьях? Скольких он встречал озабоченных политикой мирской или церковной? Тех, кто погряз в дрязгах, вместо того чтобы нести людям своё учение и утешать страждущих? Скольких наблюдал на пирах за обжорством и пьянством — сытых и довольных, когда как другие жители того же города прозябали в нищете?

— Как же мне поклоняться Семерым должным образом? — наконец спросил он.

Остаться в памяти благочестивым принцем — вот его главная цель. Быть достойным божьей милости. Но разве достичь этого можно, позабыв о обязанностях лорда? Когда-нибудь дядя покинет этот мир, за ним последует отец, и брату Дейрону понадобится хороший Десница. История показывает, что лучшие Десницы часто бывали близкими друзьями или родственниками короля. Но какой прок принесут одни лишь молитвы, простолюдинам или дворянам? Когда-нибудь Бейлору предстоит жениться и зачать наследников, особенно если, — не приведи Семеро, — корона Дейрона перейдёт к нему. Как почитать и воплощать Отца, если сам не являешься отцом?

— Нужно прислушиваться ко всем их заповедям, но смысл и суть искать глубже, видеть больше, чем просто слова священной книги. Для септонов это незыблемые правила, мой принц, но если взглянуть шире, они… скорее ориентиры. Как мир можно снискать войной, так и благочестие — трудами не себе во благо, но на пользу другим.

— Например, внедряя новые методы земледелия, чтобы простолюдины ели досыта, — подхватил Бейлор. — Или отстаивая права бедняков от тех, кто без зазрения совести использует их. Богатство приходит естественным образом, когда улучшаешь жизнь людей, а не вгоняешь их непосильными налогами в беспросветную нищету.

Каспер улыбнулся:

— Верно, хороший пример. Итак, вы же наверняка читали «Семиконечную звезду». Скажите, что говорит Воин об упражнениях в ратном деле? О подготовке к войне ради и во время мира?

— Что должно творить их прилежно и отважно, дабы никогда не утратить способность защитить свою жизнь, семью и земли.

— Превосходно, — одобрил лорд Витч и, взмахнув рукой, подозвал оруженосца с довольно небольшим, как раз под рост Бейлора, луком. — Что ж, мой принц, в знак дружбы я дарю вам ваш первый лук. Добротный тис Штормовых земель по обычаю наших предков. Пока вы гостите в наших краях, прошу, продолжайте упражняться. А когда вернётесь в Королевскую Гавань, возьмите его с собой как залог нашей дружбы.

— Почту за честь называться вашим другом, Каспер. — Бейлор бережно принял лук.

В руках он ощущался крепким, достаточно гибким, чтобы менять форму, но при этом не терять её совсем. Быть может, лук и стрелы — метафора, олицетворяющая человека, исправно почитающего своих богов? Он полагается на них, как лучник — на свою стрелу, веря, что та настигнет цель. Но предшествуют перед этим мигом истины — тренировки, молитвы, подготовка; лучник тренируется стрелять, септон учится молиться и вести праведный образ жизни. Но суть ли не одно и то же?

Если он не вкладывает труд в «тренировки», то с чего бы стреле лететь в цель? Если не жить так, как угодно богам, то как смеет он просить их об покровительстве?

Следующий фрагмент

Предыдущий фрагмент

Оглавление